Выкладываю воспоминания об аварии 1986 года от подводника Михалева Михаила, когда подводная лодка столкнулась с БПК «Адмирал Нахимов».
Вышли на учения с полуторным экипажем. Нашего старпома на борту не было. Был вновь назначенный и старпом с основного экипажа, ну и ещё много спецов с основного экипажа. Они, хоть и были основным экипажем, но в море года три не ходили. Прибыв в район учений, всплыли на связь и для прострелки торпедных аппаратов. Оказалось, что всплыли посредине ОБК (отряда боевых кораблей), тут же стали погружаться , переложили рули, а лодка лёгкая была, погружаться не хотела. Цистерной быстрого погружения командир приказом воспользоваться не дал, в принципе и правильно сделал. Я по тревоге сидел на БП, в пятом отсеке у турбогенератора правого борта, почувствовал толчок и подумал, что это минёры отстрелялись. Потом лодку начало кренить на левый борт с дифферентом в нос, так иногда бывает, когда на большом ходу выполняют циркуляцию. Поэтому, поначалу, как-то даже и не обеспокоился, но крен быстро нарастал. Поначалу упёрся руками в распределительный щит перед собой, потом почувствовал как из под точки, что пониже спины, потихоньку выползает ящик с ЗИПом. Он весом с полтонны и, если бы сорвался, мне бы ноги отрубило. Изо всех сил упёрся в него ногами, посмотрел на пост турбинистов, оттуда вылезал, а точнее уже висел мичман Князев, и пытался заглянуть на прибор, который показывает положение кингстонов и клапанов вентиляции. Князев был смуглым мужиком, а тут белый как мел. Когда я Князева увидел, до меня дошло, что пришёл ПИПЕЦ!!!! От щита оторваться уже не мог, главная турбина начала подпрыгивать, там, где редуктор к турбине крепится, стальные косынки к корпусу приварены, они толщиной 4-5 см, клянусь, видел, что они шевелятся как резиновые, к шуму механизмов добавился ещё гул, очень низкий и громкий, потом уже поняли, что это рвался борт БПК. Потом лодка выпрямилась, в отсеке запахло горелым. Но тут-то мы уже забегали, сыграли тревогу, вырубили вентиляцию, начали осматриваться, ещё тревога «Поступление воды» в 8-ой отсек, и тут же пожар в 8-ом и поступление воды в отсек. В нашем отсеке было всё нормально, видимо масло на паропроводы попало, вот и завоняло. В 6-ом и 8-ом, просто вода из трюмов, да рецессов выплеснулась, в 8-ом вода на щит какой-то попала, но вовремя отключили. Потом всплыли. На кормовом горизонтальном стабилизаторе на нашем проекте гондола с ГАС, не было переднего обтекателя, сорвало. Потом после этого долго болтались в море, в штабе решали, куда нам идти. Пошли в Оленью Губу, оттуда в Лицу, а потом в Полярный, в док. В доке, когда корабль подняли, увидели, что борт мы порвали правым горизонтальным стабилизатором. Кто в аварии виноват? Что-либо утверждать не берусь, слишком мало знаю, а конкретно нам не сказали тогда, тем более, сейчас уже не выяснишь. Там и штабные видимо приложились, при планировании, аккустикам нашим, вроде, как особо не досталось. А вот командира, пытали, видимо, как в гестапо, за неделю постарел лет на десять. Доказать, что конкретно виноват он, видимо не смогли, а тех, кто повыше, трогать было не резон. Поэтому командира сняли и перевели в штаб, вроде как с повышением. Он был хорошим командиром, как спец отличный и человек хороший. Скончался в 2003году. Светлая ему память. Пострадавших было двое. Кока обожгло кофе, и с нами ходил какой-то корреспондент, чуть ли не с "Красной Звезды": ему на шею упал ящик с ЗИПом, кстати, потом говорили, что он третий раз выходил в море. И третий раз с ЧП. Такая вот история.
_________________ Корабли, как и люди - они тоже нуждаются в славе, в уважении, в бессмертии!!!
|