Ребята! Исполняется 25 лет со дня начала знаменитого похода кораблей 10-й ОПЭСК к Гавайским островам для отработки ( в том числе ) ракетно-бомбового удара по Пёрл-Харбору. Привожу заметку на эту тему командира ЭМ "Боевой" Романова Ю.Н.
" 29 марта 1985 года в 08.00 в ходе командно- штабного учения Тихоокеанского флота оперативное соединение кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице- адмирала Р.Л.Дымова в составе тяжёлого авианосного крейсера "Новороссийск", больших противолодочных кораблей "Николаев", "Ташкент", "Таллин", "Василий Чапаев", сторожевых кораблей "Ревностный" и "Порывистый", атомной подводной лодки К-360 и отряд судов обеспечения в составе большого морского танкера "Владимир Колечицкий", средних морских танкеров "Илим" и "Абакан" скрытно вышло в море для участия в учениях флота.
Состав авиагруппы ТАКР "Новороссийск": самолеты ЯК-38 - 16( 14 боевых Як-38М, 2 спарки Як-38У ), вертолёты - 14( 10 Ка-27ПЛ, 1Ка-27ПС, 2 Ка-25ДЦ, 1Ка-25ПС ). Девять машин Як-38 были модернизированные, с укороченным разбегом.
На первом этапе КШУ осуществлён переход оперативного соединения к Гавайским островам, отработаны все виды обороны ОС, пополнение запасов соединения на ходу, нанесение условного ракетно- штурмового удара по Пёрл-Харбору. На втором этапе оперативное соединение выполняло роль АМГ "противника", наносящего авиационный удар по базам на Камчатке, отрабатывалось преодоление рубежей подводных лодок и отражение массированных ударов авиации берегового базирования. На третьем этапе ОС, продолжая выполнять роль АМГ противника, отрабатывало ведение встречного боя в Японском море с корабельными ударными группами ракетных катеров ( в проливе Лаперуза ) и ракетных крейсеров ( 2 ракетных крейсера и 2 БПК; на гвардейском РКР "Варяг" находился Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков ).
30 марта ТАКР "Новороссийск" нанес условный ракетный удар по обнаруженному ДЕСО ВМС США в составе 3 кораблей во главе с УДК "Тарава". Большие противолодочные корабли отработали по ДЕСО нанесение удара крылатыми ракетами ближнего действия ( противолодочными ракетами 85РУ ).
31 марта 1985 года ОС, пройдя Цусимским проливом, вышло из Японского моря.
Во время учения, на походе, авиация отрабатывала ПВО ОС ( 9 апреля дежурными истребителями были перехвачены два стратегических бомбардировщика В-52 ), уничтожение надводных целей ( бомбометание и стрельба НУРС по бурунной мишени; 8 апреля по ошибке атакован американский фрегат "Кирк", осуществлявший непосредственное слежение за кораблями ОС: практическая бомба ФАБ-50 упала в 70 метрах от его правого борта, второй штурмовик "всадил" НУРС С-24 тому же фрегату под форштевень ); вертолёты отрабатывли поиск подводных лодок и выдачу целеуказания на ракетные комплексы.
Корабли оперативного соединения за время похода неоднократно пополняли запасы и отрабатывали одновременную заправку нескольких кораблей с танкеров снабжения. Так 10 апреля при пополнении запасов ТАКР "Новороссийск" траверзным способом от БМТ "Владимир Колечицкий" принято 2500 т мазута, 300 т питьевой воды, 270 т котельной воды.
Интенсивность полетов, несмотря на неблагоприятные погодные условия- штормы, частые туманы, была высокой. Например только за 11 апреля выполнено 30 самолето- вылетов со стрельбами по бурунной мишени, осуществлен перехват самолётов- разведчиков Ту-95РЦ. Осуществлялись перехваты всех воздушных целей, приближавшихся к ОС, в том числе и гражданских самолетов, шедших по международным трассам.
12 апреля во время плановых полетов самолётов произведена аварийная посадка Як-38 летчика Хмаровского- не запускался по штатному подъёмный двигатель, запущен пилотом в воздухе в аварийную, посадка прошла успешно. На БПК "Николаев" при проведении ночных полётов, в сложных метеоусловиях, вертолет Ка-27ПЛ сел мимо площадки на воду, помял о воду нижнюю часть флюзеляжа, но сумел взлететь и сесть на вертолетную площадку при повторном заходе.
16 апреля оперативное соединение прошло через пролив Екатерины, в котором наблюдались дрейфующие ледяные поля, в Охотское море в обеспечении ледоколов "Ермак" и "Илья Муромец". В ночь с 16 на 17 апреля через пролив Лаперуза ОС вошло в Японское море.
17 апреля, около 22.00 корабли ОС встали на рейде бухты Руднева залива Стрелок.
За поход пройдено 6430 миль. "
Романов Ю.Н.
Альманах " История корабля" №1 за 2005 г.
От себя добавлю, что это был первый и, к сожалению, последний столь масштабный и насыщенный событиями поход кораблей КТОФ за всю его советскую историю. Он ( поход ) как бы символизировал ту степень морского могущества нашей Родины на Тихом океане, ту нашу морскую состоятельность, которых страна достигла к 1985 году.
Это было то золотое время, пик нашего развития, когда, как в известном высказывании "...мы могли делать всё ( или почти всё ), и нам за это ничего не было..." А потом пошёл спад и распад. Но все события той эпохи остались в памяти,- это не современной молодёжи убогих пиратов у Африки гонять.
Ваш покорный слуга во время этого похода находился на БПК "Василий Чапаев", будучи в командировке, куда заботливый и предусмотрительный командир "Ворошилова" кап.2р. В.И.Флоряк, направил меня и ещё ряд моряков, в том числе и из моей группы, для стажировки перед выходом из завода. Мои матросы и старшины стояли вахту ( сначала дублерами, а потом- самостоятельно ) в машинах, а я- вахтенным механиком в ПЭЖе, несколько "разгружая" чапаевских офицеров БЧ-5. В первую половину 80-х "Чапаев" ходил в море очень интенсивно, по- полной "отдуваясь" за двух других своих собратьев, стоящих в Дальзаводе, и к 1985 году достаточно поизносился: во множестве мест текла пожарная магистраль и по полузатопленным коридорам кормовой части корабля моряки передвигались по специально сколоченным рыбинам. Но сама установка корабля работала надёжно, в чём несомненная заслуга всего л.с. БЧ-5 "Чапаева"