Морские рассказы
Это сейчас заместитель председателя правления банка Александр Ильясюк плавает в море финансов, а когда-то он ходил на большом противолодочном корабле по Атлантике, ловил американские подлодки и боролся с восьмибалльными штормами. В канун Дня защитника Отечества журнал «Банк.NOTE» уговорил Александра Петровича поделиться флотскими воспоминаниями.
Не попал на флот – радуйся, попал – гордись
– Служил я на Краснознаменном Северном флоте с 1984-го по 87-й, на корабле «Адмирал Юмашев». Он вместе с семью такими же судами и авианесущим крейсером «Киев» входил в оперативную североатлантическую эскадру. Зона ответственности простиралась от Североморска до Анголы. И еще мы охраняли кусок Средиземного моря, в 1986 году наши корабли даже защищали Триполи от вероятных противников – американцев. Постоянно проводились тренировки: сначала свои подводные лодки «ловили», потом за американцами гонялись. Не атаковали, конечно, но нервы им портили изрядно. Подводников ведь раньше наказывали, если их «ловил» противолодочный корабль, потому что фактически в военное время лодку обнаружили, значит, могли уничтожить.
Наша боевая часть, минно-торпедная, называлась «румынами». Мы долго думали, почему. В царские времена торпедными аппаратами управляли из специальной будки, похожей на шапку румынов, «румынку». По-видимому, от нее и пошло название. Я был старшиной команды управления противолодочным оружием, обслуживал электронику систем управления реактивными бомбометами, торпедными аппаратами, системы «Дозор».
Были у нас еще «маслы», машинно-котельная часть, самые чумазые и голодные, потому что постоянно в машинном отделении, «рогатые» – ракетно-артиллерийская часть, «рули» – естественно, штурманская часть. Радиоинженеров называли «пассажирами»: они считались белой костью, потому что занимались исключительно своими антеннами и помехами.
Корабль – это словно девятиэтажный дом, который поставили на воду. Наш был 170 метров в длину. Пока идешь из одного конца в другой, можно потеряться. И вот стоишь ты на посту, а тебе говорят прийти, к примеру, в румпельную. А для этого нужно не просто знать, где она находится, но и через какие коридоры идти. Поэтому знание корабля – закон номер один на флоте.
Но как бы хорошо ты ни знал корабль, есть много укромных уголков, в которых человека трудно найти, даже если задаться такой целью. По этому поводу вспоминается замечательный случай. Авианесущий крейсер «Баку» достраивался в Николаеве, и принимать его послали моряков Северного флота. Они же потом гнали корабль на Север. Пришли в порт – выгрузили кучу женщин. Их везли из самого Николаева, и ни одной начальство не нашло. Моряки всю дорогу прятали их в венткамерах, кормили, поили.
Про хвосты и отпуск
Молодых матросов называют «карасями». Главная задача «карася» – работать не покладая рук, быстро бегать, спать и есть мало. Чтобы поспать, «карась» прячется, потому что как только он появляется в кубрике, получает задание и мчится дальше. Естественно, прикорнувший в какой-нибудь «вентиляшке» «карась» обязательно попадается. Таких называют «залетчиками». К полутора годам службы, когда положен отпуск, «залетчики» понимают, что отпуска им не видать. Единственный способ попасть домой – через проведение так называемых мероприятий по дератизации, то есть уничтожению крыс.
На кораблях испокон веку очень много крыс. Они появляются, когда остов корабля еще стоит в заводе: рабочие прямо там же и едят, и крысы приходят поживиться. Соответственно, чем дольше строится корабль, тем больше крыс. Их пытаются травить – химическими средствами, дымовыми шашками. От этого умирают тараканы («стасики», как их называют на флоте), блохи, другая мелочь. Но крыс ничто не берет. Когда поджигают шашки, личный состав высаживают на берег, корабль стоит весь в дыму. Я один раз зашел туда: крыса как пьяная, идет-шатается, но не сдается.
Поэтому для борьбы с грызунами стали привлекать «залетчиков». Сдал двадцать пять хвостов в медицинскую службу – получил десять дней отпуска. Крыс ловили – кто во что горазд: одни расставляли ловушки в виде проволочной петли на кабель-трассах, по которым обычно ходят крысы, другие стреляли по ним из рогатки с шариками из подшипников.
Боцманы устроились лучше всех. У них на продовольственных складах крысы просто кишмя кишели. Так они туда и близко никого не подпускали, а потому в отпуск ездили всегда.
А как-то раз крыса завелась в каюте командира. Я видел ту каюту – трехкомнатная, с ваннами. Был отдан приказ: «Кто изловит крысу, тот поедет в отпуск». Народ не спал ночами, и на третий день мерзавку выловили.
Кстати, в статусе «карася» матрос пребывает целый год, потом он становится «борзым карасем». Через полтора года службы с «карася» смывают «чешую» – купают в ванне прямо в форме. Он становится полторашником, потом подгодком, годком, и, наконец, уходит «на гражданку».
Не хлебом единым
На флоте кормят очень хорошо. На берегу, наверно, никто и не знал, что бывают ночные завтраки – перед вахтой всегда давали жареную рыбу. Но морякам еды всегда мало. А как продовольствие загружается на корабль? Выделяется боевая часть, которая носит с причала ящики с продуктами. И как бы ни контролировала процесс служба снабжения, при загрузке обязательно что-нибудь пропадет – то консервов ящик, то кур. Причем с концами, найти никто не может. И на построении все руками разводят – мол, не брали мы. Я сначала тоже не понимал, как так происходит, а потом показали. И готовить научился: в службе снабжения добывали картошку, крошили ее в чан, туда же клали курицу. С чаном шли в вентиляционное отделение, под крышку опускали шланг с горячим воздухом. Через полчаса был готов отменный ужин. А еще был у нас хороший хлебопек – торпедист, литовец. Так мы, бывало, у него в пекарне курицу запекали, в формах для хлеба.
Матросы питаются в камбузе, мичманы и сверхсрочники – в малой кают-компании. Офицеры же едят в большой кают-компании, где стоит рояль, столы для игр. У них есть такое правило: кресла командира и старпома в торцах стола священны, их не занимает никто, даже непосредственный начальник – командир бригады или эскадры. Если их приглашают на обед, они садятся по правую руку от командира.
Так вот с этим креслом случай был. Офицеров обслуживают так называемые вестовые из числа моряков – те же официанты. Ими управляет старший вестовой, это как администратор в ресторане. И вот наш старшина как-то раз после сытного обеда сел в кресло старпома вздремнуть. После обеда в кают-компанию обычно никто не заходил: все шли отдыхать. Даже по уставу положено спать после обеда до трехчасового построения. Но в тот раз командиру, как назло, захотелось пить. Спускается он в кают-компанию, и видит такую наглость! И говорит бедолаге: «Идите доложите старшему помощнику, что у меня появился новый старший помощник». А старпом наш был мужик вредный, так что этот старшина потом три дня все кастрюли на корабле перечищал до блеска.
Спирт – всему голова
Пьют на флоте много. На корабле есть спасательные плоты, а в них хранится «спецзапас» - 600 граммов спирта, консервированная вода (ее разбавляют с морской один к одному), галеты, соленая рыба. Плоты закрыты, раскрываются под давлением. По инструкции их положено проверять раз в год. Как-то выборочно проверили – нигде спирта нет. Непонятно, как вытащили.
Еще на корабле очень много огнетушителей: он быстро горит, и борьба за живучесть – одна из основных тренировок. Так у нас в огнетушителях ставили бражку. Баллон освобождали, вымывали и закладывали «ингредиенты». И вот висят огнетушители на своих местах, а в них – бражка.
На «Киеве» товарищ служил, командир отделения управления противолодочным оружием. Выход в море, а они взяли трехлитровую банку спирта и нашарашились на торпедной палубе. Палуба эта внутри корабля, а тут тревога. Ну, они ничего и не услышали. Разжаловали его, лишили боевой службы.
За спирт можно было сделать все, что угодно. Один раз у меня в дистанционном управлении торпедными аппаратами на ходах зимой смыло крышку с прибора – синусно-косинусного вращающегося трансформатора. Рабочего вылавливаю, говорю, мол, надо отлить такую крышку. Тот на другой день приносит бэушную. Я сначала не понял, а он объясняет: «Там еще один корабль стоит, так я с него снял». Я ему 250 граммов спирта налил. А за вторые 250 он мне еще две крышки отлил про запас.
Романтика больших волн
Хорошо помню наш поход на Шпицберген в январе. Это было что-то дикое: восьмибалльный шторм, весь корабль задраили на четверо суток. Вообще, уже при пяти баллах на корабле начинается настоящий бедлам. Поесть нормально нельзя: только поставишь тарелку с супом, а тут корабль качнет, и она «уезжает». Это потом мы научились ставить тарелки на мокрые полотенца. Кто-то страдает от морской болезни, а ведь еще и службу нужно нести – цели обнаруживать, да и корабли, чтобы не столкнуться. Спасались сухарями из черного хлеба. Мы когда вернулись на базу после того похода, у нас на антенне был слой льда.
У нас на корабле был свой вертолет и площадка для него. Вертолетчики часто гибли в гражданское время. С неба площадка выглядит как пуговка, и очень сложно посадить вертолет. А на «Киеве» был летчик-уникум, два самолета утопил – не долетал до корабля. А самому – хоть бы что.
Есть, конечно, и романтические моменты в службе на флоте. Идет корабль на хорошей крейсерской скорости летом где-нибудь в Атлантике, а за ним прицепится стая дельфинов. Очень красиво, когда они вслед за кораблем прыгают.
А сколько рыбы мы ловили в Баренцевом море! Треску ловили без удочки, без блесны – только трубку медную к крючку привязывали. Вообще, моряки, которые на рыбацких судах работали, много денег получали. Тысячи две с половиной, а то и три после похода (а автомобиль тогда стоил шесть!). Рыбаки летали из Мурманска в Ленинград попить пива, билет стоил 21 рубль. Так улететь сложно было – раскупали все места.
В лихие 90-е все восемь кораблей разрезали на металл и продали индусам. А ведь «Адмирал Юмашев» был совсем молодой, 1976 года постройки. В ценах того времени он стоил 110 миллионов рублей, а это примерно 200 миллионов долларов. А отдали за копейки – 468 тысяч долларов! Очень жаль.
Вообще, про службу на флоте можно рассказывать долго. Но остальное – в следующий раз.
_________________ Корабли, как и люди - они тоже нуждаются в славе, в уважении, в бессмертии!!!
|