В Интернете наткнулся на интересный документ:
"Справка- доклад по вопросу: "Некоторые особенности организации несения службы на кораблях ВМФ Российской Федерации, отмеченные офицерами ВМС Франции во время совместных российско- французских учений и визита кораблей Северного Флота в порт Брест
Читается на одном дыхании, настоящий крик души и боль нашего флота. Поэтому кое- что из этого документа привожу на форуме.
В период с 14 по27 сентября 2004 года в Северо- восточной Атлантике состоялись совместные российско- французские учения с участием БПК "Адмирал Чабаненко" и АПЛ Северного Флота с российской стороны и двух эсминцев УРО "Турвиль" и "Латуш Тревиль", а также АПЛ с французской стороны. В соответствии с планом учений был произведен обмен офицерами связи. Два российских офицера убыли на ЭМ УРО "Турвиль", а два французских прибыли на "Адмирал Чабаненко".
Вот что они отметили:
1) РАСПОРЯДОК ДНЯ
У НИХ: в 20.00 на французских кораблях производится затемнение: существующие единичные иллюминаторы в каютах и каот- кампаниях закрываются крышками, в коридорах включается ночное освещение (дневное включается в 08.00). Снаружи на корабле видны только ходовые огни, в отличие от нашего освещенного БПК. После 20.00 на французских кораблях не проводились никакие корабельные мероприятия, за исключением требующих именно ночной подготовки (например ночные полеты вертолета) и восстановление неисправной матчасти.
Таким образом французские моряки (не заступающие на вахту) только в ночное время имеют возможность отдыха в течении 12 часов (общий подъём в 07.45).
У НАС: по распорядку дня корабельные мероприятия после ужина с 18.30 до 20.35. Личное время с 20.35 до 22.00. Дальнейшие корабельные мероприятия с 22.00 до 23.35. Вечерний чай с 23.30 до 00.20. Отбой в 00.30. Таким образом на ночной отдых российским морякам остается всего шесть часов...
2) ПРИБОРКИ
В отличие от наших многочисленных и продолжительных приборок, плановая приборка на французских кораблях производится раз в сутки. При этом приборщик, имея на руках большой набор предметов и средств бытовой химии, сам определяет, достаточно ли ему только подмести или необходимо вымыть объект. В дальнейшем в течении суток приборщик самостоятельно контролирует обстановку на объекте приборки: в случае необходимости дополнительно наводит порядок.
3) КОМАНДЫ ПО ОБЩЕЙ ТРАНСЛЯЦИИ
В отличие от многочисленных команд, подаваемых по общекорабельной трансляции на российских кораблях, на ЭМ УРО "Турвиль" по общей трансляции подавались команды на общий подъём л.с., на начало тренировок по БЗЖ и тренировок "Человек за бортом" (этой тренировке во французском флоте уделяется большое внимание). Все остальные плановые мероприятия, в том числе смена вахты, производились без команд, экипаж самостоятельно действовал в соответствии с распорядком дня и планом на сутки.
4) РАБОТА КОРАБЕЛЬНЫХ РЛС
На российских кораблях РЛС обнаружения воздушных целей периодически выключались, на французских в море работали постоянно.
5) ДОВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДО ЭКИПАЖА
На французских кораблях раз в сутки проводился брифинг для офицеров корабля, на который приглашались и российские офицеры связи. На брифинге соответствующие командиры докладывали прогноз погоды, обстановку по силам ВМС иностранных государств в р-не плавания, план БП корабля на текущие сутки и предварительный- на следующие, состояние мат. части по службам, мероприятия по плану совместного учения, состояние корабельных запасов и вооружения корабля. Информация представлялась в форме слайдов, проектируемых на экран и дополненных интересными фотографиями, сделанными за сутки. В центральном коридоре кораблей установлен телевизор, на котором в течение следующих суток демонстрируется для всего экипажа информация с прошедшего брифинга.
На российском БПК аналогичное мероприятие проводилось дважды в сутки. Информация доводилась только до офицеров походного штаба на картах. Французские офицеры связи не приглашались. До экипажа итоги не доводились.
6) ГИГИЕНА НА КОРАБЛЕ
На французских кораблях ("Турвилю" больше 30 лет) горячая и холодная вода во всех каютах и душах есть ПОСТОЯННО. На ЭМ УРО "Турвиль" в сутки тратится около 100 тонн пресной воды. Её излишки приходится сливать за борт.
Французские офицеры были удивлены, что на самом современном российском корабле подача в каюты горячей воды даже не предусмотрена проектом, а холодная подавалась раз в сутки на 10 минут.
Помывка всего экипажа (450 селовек) производилась раз в десять суток в течение 8 часов. С учетом колличества душевых на человека выделялось 3- 4 минуты. В связи с этим французские офицеры и обратили внимание на внешний вид российских моряков. К концу похода у матросов был обнаружен педикулез.
7) ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ К МЛАДШИМ
Эта тема, на которую французские офицеры связи обратили особое внимание. На русском БПК часто кричат, ругаются, а зачастую и оскорбляют подчиненных (даже старших офицеров в присутствии матросов)
По этому вопросу французскими офицерами было отмечено, что подобное отношение к людям во Франции недопустимо.
КОЛЛИЧЕСТВО ОФИЦЕРОВ НА КОРАБЛЕ
На 300 человек экипажа ЭМ УРО "Турвиль" приходится 24 офицера. На БПК "Адмирал Чабаненко" при чуть большей численности экипажа в два раза больше офицеров, а с учетом прикомандированных- в четыре раза. Поражало колличество старших офицеров на борту российского корабля: одних только капитанов 1 ранга с непонятными функциями- семеро.
9) ПОСТРОЕНИЯ ЭКИПАЖА
За неделю нахождения на борту ЭМ УРО "Турвиль" российскими офицерами связи не было отмечено ни одного построения экипажа (на ЭМ УРО "Латуш Тревиль" экипаж строился дважды: с утра и после обеденного отдыха для доведения до матросов планов на следующую половину дня.
На российском БПК построения следовали одно за другим.
10) ОРГАНИЗАЦИЯ ВАХТЫ НА ХОДОВОМ
Французы отмечают постоянное присутствие на ходовом мостике командира корабля или старшего, которые и управляют кораблём на ходу в море: сами работают в радиосвязи, сами оценивают обстановку по локации, сами отдают команды рулевому и на машинные телеграфы. Вахтенный офицер не принимает никакого участия в управлении кораблём.
В ВМС Франции кораблём (подводной лодкой) управляет вахтенный офицер. Командирской вахты нет. В повседневной обстановке командиры приходят на ходовой мостик эпизодически, в сложной обстановке находятся там, но управление на себя не берут, а только подсказывают вахтенному офицеру при необходимости.
11) ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ КОМАНДЫ
При нахождении на ходовом мостике БПК командира корабля, начальника походного штаба зачастую отдавались противоречивые приказы. Французские офицеры связи были удивлены, что решения командира корабля кто то оспаривает. Особенно это было заметно в районах интенсивного судоходства. На ходовом мостике кричали, ругались. БПК, даже имея в соответствии с МППСС- 72 преимущественное право прохода, начинал непредсказуемо маневрировать, путая суда, следующие в своих полосах движения.
12) ОТСУТСТВИЕ ТЕЛЕФОНОВ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ
На ЭМ УРО "Турвиль" имеются два телефона спутниковой связи. Один находится на ходовом мостике для решения служебных вопросов. Второй размещен в центральном коридоре и предназначен для связи экипажа с домом. Личные разговоры экипаж ведёт платно, по карточкам, которые заблаговременно приобретаются на берегу, в базе.
Помимо спутниковой телефонной связи французские эсминцы имеют также доступ в Интернет и штатно оснащены антеннами спутникового телевидения. К Интернету допущены не все. Есть электронный адрес корабля на который приходят сообщения, а специальная почтовая служба корабля осуществляет доставку персональных сообщений членам экипажа.
Все боевые посты и каюты офицеров на французских кораблях оснащены ноутбуками, объединенными в локальную сеть. Каждый офицер имеет свой пароль и может войти (в соответствии с допуском) в определённую базу данных. Все исходящие телеграммы, в том числе и секретные набираются на ноутбуках и направляются по электронной почте в рубку связи для передачи. Все входящие телеграммы приходят на ноутбук командира корабля, а тот, при необходимости, сам переадресовывает их офицерам на боевые посты.
На французских кораблях крайне мало бумажных документов.
Если кратко,- то это по моему самое интересное.
Источник- Цусимские форумы: tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2136