Воспоминания Эдуарда Макарова с БПК "Адмирал Макаров":
Начиналось всё банально просто ... Февраль 1982 года (до приказа считанные
дни), корабль стоит во всех видах дежурства по флоту, кроме ПВО ... Я в тот период времени
служил на "Исакове" ... только улеглись в койки, по-моему, после отбоя (хотя могу
ошибиться, возможно, был адмиральский час). По трансляции начинает звенеть трель тревоги
... Но не как обычно . три коротких и один длинный, а один сплошной и длинный-длинный...
Чем дольше звенит звонок, тем более устным русским содержанием наполняются крики
командиров отделений в кубрике ... Некоторые бойцы повыскакивали из кубриков, прихватив с
собой штормовки с пристёгнутой к ним формой, видимо надеялись доспать в постах ... И тут в
голове начинает срабатывать какой-то механизм, начинаешь врубаться, что играют натурально
"Боевую тревогу" ... И уже из подсознания выплывает мысля - "всё приплыли, звиздец тебе, а
не ДМБ ..." Через несколько минут экипаж доложился о готовности по тревоге ... Прозвучала
команда "Корабль к бою и походу экстренно приготовить" ... Соответственно готовим корабль,
"маслы" в поте лица раскочегаривают свои керосинки, не позавидуешь ребятам в машинах
температура при экстреном приготовлении подпрыгивает до 50 градусов... Как ты помнишь, в
обычном режиме приготовление длится часа 1,5, а в экстренном порядке минут 35 ... В тот
день по сигналу "боевой тревоги" от причала мы отвалили уже где-то через полчаса ... Кэп
потом говорил, что так быстро корабль мы к выходу ещё никогда не готовили ... Когда мы
прошли о. Сальный, то я заметил, что скорость корабля была уже крейсерская, т.е. 24-26
узлов, хотя по заливу, на сколько я помню, разрешенная максимальная скорость . 16 узлов.
Кэп мне дал команду "по ориентирам справа и слева докладывать на каждом обороте антенны",
т.е. 4-5 докладов на каждый борт, ориентиры-то были и справа и слева ... По ходу дела
"флагман-румын" нам довёл, чем была вызвана тревога . три МПК из охраны берегового района
у входа в Кольский залив "поднимали" вражью неопознанную лодку ... Мы шли к ним, как
поддержка и контроль ... При подходе к месту флагманский "румын" дал команду "готовность
два", т.к. МПК'шки лихо заваливали лодку бомбочками с интервалом в 15-20 секунд ... БЧ-2 и
БЧ-3 стали разряжать свои стволы ... Но в это время, как обычно, началось само веселье ...
Буквально через минуту после команды флагмана с МПК'шек стали поступать доклады, один
веселей другого: Первый доложился "обнаружена течь в кормовых отсеках, снимаюсь и следую в
базу для обследования и ремонта" ... Второй, буквально тут же, доложился, что в связи с
практически полным израсходованием запасов топлива, снимается и следует в базу для
пополнения топливных запасов ... И тут же поступает доклад от третьего - "по
неустановленной причине реактивная бомба не вышла из установки при стрельбе"; командир
доложил, что прекратил стрельбу и следует на базу для установления причин происшествия ...
Полный звиздец, и неописуемая "радость" в голосе флагманского румына после этих
докладов... Поскольку все мои станции (кроме ВЧ-блоков, антенн, ВИКО'шек и агрегатов)
находились на ЦКП, то все доклады флагманскому "румыну" я слышал сам. Пост управления
"румынов" находился в нескольких метрах от меня по правому борту ... После доклада
третьего МПК'а мы услышали истошный вопль флагмана "БЧ-3 готовность раз, гидроакустикам
выдать целеуказание, РБУ-6000 к залпу приготовить" ... А в это время носовая РБУ полным
ходом разряжались, выполняя предыдущий приказ командного поста
... Музыкальная пауза,
похоронный марш . До момента доклада о готовности носовых РБУ прошло буквально три-четыре
минуты, после чего последовал доклад акустика "Цель NN, пеленг NN, дистанция NNN
кабельтов, цель не опознана, на запрос не отвечает ... Цель погружается" ... Затем
акустики спокойно доложили: "Цель удаляется, движется курсом на выход из района ... Цель
применяет маневрирование"... То есть на лодке врубились, что обстреливать их перестали и
им пора свалить побыстрее ... Дать команду на залп флагман почему-то побоялся, мы
находились на достаточно большом расстоянии от лодки и акустики её зацепили, только
благодаря целеуказаниям от МПК'а, когда мы пришли в район ... После этого поступила
команда преследовать лодку и держать её на контакте. Судя по ходу лодки, зацепили мы тогда
атомоход. В течение четырёх-пяти дней мы преследовали лодку, держа её на постоянном
контакте ... А погодка была просто классная
Преследование продолжалось до тех пор, пока лодка не перешла границу
плавающих льдов ...
Характерным был вопрос флагманского румына, когда он утром пятого или
четвёртого дня преследования, запросил акустиков, почему не докладывают координаты лодки
... В ответ на этот вопрос Кэп сказал флагману - "Мой корабль не похож на ледокол" ...
Дальнейший диалог между Кэп.ом и флагманом выглядел примерно так: - Причём здесь ледокол,
командир? Я Вас спрашиваю, где вражеская лодка!? Что Вы мне прикажете докладывать в штаб
флота?!? ... - Та-щь капитан первого ранга, мой корабль не похож на ледокол, а повторять
подвиг "Челюскина" я не собираюсь ... - Где лодка, я Вас спрашиваю?!? А повторять, или нет
чьи-либо подвиги, решать будете не Вы! Прикажут, будете выполнять!!! Где лодка, мать её
... ?!? - Та-щь капитан первого ранга прошу Вас подняться на ходовой мостик и осмотреть
водную обстановку ... Лодка ночью ушла подо льды в связи с чем, преследование было
прекращено, Вам об этом было доложено . - Кто? Когда? Кто мне докладывал, командир Вы ещё
скажите, что и в штаб доложили о потере контакта?!?!! - Так точно доложили по Вашему
указанию ... - Что-о-о-о?!?!?!? ... Флагман убыл на ходовой ... Что происходило на
ходовом, не знаю . Через полчаса после этого наш командир БЧ-7 кап-три Веселов, вызвал к
себе Румана Н.Л. (командир РТД), старшин команд и командиров отделений РТД. Собрав всех на
ЦКП у планшета воздушной обстановки, Веселов занялся раздачей подарков, полученных
"сверху". Мне досталось больше всех ... - "Рутман, Вы со своими штурманскими берёте
скребки и лопаты и идёте чистить антенны . Макаров, а ты можешь не улыбаться, командир
дивизиона будет руководить тобой с сигнального мостика, ты самостоятельно чистить антенны,
а твои подчинённые будут нести вахту! Приказ понятен! Выполнять" ...
На фотографии
видны две мои антенны на ходовом. Чистил я тогда только "зеркала"
антенн. На крыше ходового льда было см 10-15, соответственно и на моих антеннах. Борта рубки чистым остались только
из-за обогрева внутри поста .
(c)2006, Эдуард Макаров