«Ходили мы походами …»
в моря четырех океанов
Воспоминания
первого командира бпк «Маршал Ворошилов»
капитана 1 ранга Косова Александра Семеновича
Формирование экипажа корабля на Северном флоте.
Краснознаменный большой противолодочный корабль «Маршал Ворошилов», проекта 1134-А, был построен в городе Ленинграде и спущен на воду в октябре 1970 года.
Приказом Главнокомандующего ВМФ в июле 1972 года мне, старшему помощнику командира бпк «Адмирал Зозуля» Северного флота (проекта 1134) капитану 3 ранга Косову А. С. (36 лет), было присвоено очередное воинское звание капитан 2 ранга и оказана честь - вступить в командование новым кораблем.
Юных моряков всегда интересует вопрос, – как становятся командирами кораблей? Коротко сообщаю. Окончил Черноморское Высшее военно-морское училище в 1958 году. Назначен на большой ракетный корабль «Жгучий» командиром стартовой батареи. Затем служил на ракетном крейсере «Грозный» командиром главной ракетной батареи. Потом меня опять вернули на «Жгучий» командиром БЧ-2 (ракетно-артиллерийской боевой части), здесь же со временем назначили старшим помощником командира корабля. Итак, корабельным офицером на крупных боевых надводных кораблях Северного флота прослужил 10 лет, после чего пошел по командирской линии и год учился в Ленинграде на Высших офицерских курсах в классе командиров надводных кораблей 1 и 2 рангов.
После учебы вначале меня назначили старшим помощником командира бпк 1 ранга «Адмирал Зозуля», где я сдал зачеты на допуск к самостоятельному несе-нию командирской вахты, получил соответствующий опыт и только спустя 3 года назначили командиром на бпк 1 ранга «Маршал Ворошилов».
Старшим помощником командира корабля назначен капитан-лейтенант Здесенко Евгений Григорьевич (в последствии командир тркр «Фрунзе»), а замести-телем командира корабля по п/ч капитан 2 ранга Булгаков Анатолий Васильевич.
Под непосредственном участии командования корабля в августе 1972 года на Северном флоте из моряков нашей эскадры был сформирован экипаж корабля. Представители эскадры, в том числе и матросы, имели опыт плавания на кораблях нашей эскадры на Северном морском театре, а отдельные из них, в том числе я сам, и в Северной Атлантике, а также в Средиземном море. Для командиров бое-вых частей и командиров дивизионов назначение на наш корабль было повыше-нием в должности. Кораблю же очень пригодился опыт их прежнего, интенсивно-го плавания на кораблях нашей эскадры в предыдущих должностях.
Формирование нового экипажа бпк «Маршал Ворошилов» проводилось под пристальным вниманием командования Северного флота.
Мне было поручено через день звонить или лично докладывать первому заместителю командующего флотом вице-адмиралу Ховрину Н. И. обстановку по формированию экипажа.
Однажды руководство высказало сомнение в том, что мы очень много набрали на должности командиров групп и батарей лейтенантов – выпускников высших военно-морских училищ 1972 года (27 человек). Мы доказывали, что они попали на корабль с постройки, служить на этом корабле им еще долго, и они сами будут строить себе автобиографию.
Наше мнение потом оправдала жизнь, из них выросли достойные офицеры, страстные патриоты своего родного корабля.
Краснознаменный военно-морской флаг и орден Боевого Красного знамени новому экипажу корабля передал ветеран Великой Отечественной войны Красно-знаменный артиллерийский крейсер «Ворошилов» Черноморского форта, который завоевал эти награды в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Вели-кой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В годы перестройки (уже после моего ухода) нашему кораблю дали другое имя. Мы категорически против переименований кораблей. Постройте новый корабль и дайте ему достойное имя, а переименование только раздражает людей.
Плавание корабля на Балтике.
В сентябре 1972 года экипаж прибыл в город Ленинград. В казарме прожили порядка двух месяцев. Как только помещения на корабле, обеспечивающие жизнедеятельность людей, были готовы и проверены соответствующими комиссия-ми, экипаж переселился на корабль, к чему мы настоятельно стремились.
Первые месяцы становления нового экипажа естественно легкими не были. Установка на эскадре была - на ново строящий корабль выделять лучших людей, но мы то сами хорошо понимали, что лучших из лучших корабли оставляли себе.
Однако только к отдельным матросам и старшинам были наши претензии, и то только на первом этапе. Как мы действовали по отношении к нарушителям дисциплины и внутреннего порядка? Принимали установленные уставом меры воздействия, в том числе и с привлечением общественности. Когда этого было недостаточно, мичман повел нарушителя дисциплины на гарнизонную гауптвахту. Может быть, потому что гарнизон в Ленинграде большой, а мест на гауптвахте мало, брали туда нарушителей с большой неохотой. При этом сопровождающему выговаривали массу замечаний по форме одежды и отправляли обратно на корабль, обещая следующий раз сопровождающего здесь оставить. Эффект получался обратный. Пришлось лично переговорить с помощниками коменданта. Пропустили пару нарушителей через гауптвахту, после чего они оба обратились ко мне с предложением: они не будут больше нарушать дисциплину, но что бы и к ним относились не предвзято. Так и порешили.
В целом же об экипаже нашего корабля с первых дней после его формирования и во все время моего плавания с ним, могу высказаться только в превосходной степени. Спасибо Вам, ребята за службу!
Вскоре после вселения, когда еще везде проводилась сварка, резка и монтажные работы, корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Его-ров Георгий Михайлович, который провел деловую, спокойную и памятную беседу с командиром корабля.
Был задан, в частности, вопрос: «Знаете ли Вы, что после постройки корабль переводиться на Тихоокеанский флот?».
На что я ответил: «Товарищ командующий, мне официально об этом объявил командующий ЛенВМБ адмирал Леоненков, но в окрестных с нами магазинах об этом давно уже говорят».
После этого я сказал ему, что новость эту мы приняли спокойно, лично я служил на Северном флоте с лейтенантов, надо и на других морях побывать.
Он сказал, что если уж кто-то из офицеров категорически не желал бы пере-водиться на другой флот, сообщите нам об этом, окажем Вам содействие.
Торжественный подъем Краснознаменного военно-морского флага состоя-лось в конце апреля 1973 года. С напутствием к экипажу выступили ветераны крейсера «Ворошилов» и командир Ленинградской военно-морской базы вице-адмирал Леоненков М. В.
Ходовые и государственные испытания корабля, в том числе и всех видов оружия, а также подготовка к длительному плаванию проведены на Балтике ле-том и осенью 1973 года, с базированием в портах Балтийск, Лиепая, Кронштадт, Ленинград.
Плавание в морях Атлантического океана
Для нашего выхода в январе 1974 года с Балтики в Атлантический океан не-обходимо было форсировать Балтийские проливы. До нашего прохода здесь име-ло место неприятное происшествие с нашим однотипным кораблем. Поэтому командир корабля, штурмана и вахтенные офицеры скрупулезно и детально изучали правила плавания и навигационное оборудование Балтийских проливов.
В этих проливах всегда интенсивное движение судов, редко хорошая погода и всегда активное сопровождение наших боевых кораблей кораблями НАТО.
Проход проливов прошел без происшествий, мы вышли в Атлантику, где на траверзе Бискайского залива, как всегда, заштормило, видимость до 1 кабельтова, корабль основательно поваляло (зима), а нас, кстати, - впервые после выхода в океан. Если после длительной стоянки внезапно попасть в шторм, то оморячивание труднее проходит, нежели при постепенном врастании в обстановку.
Северо-западнее побережья Европы наш корабль присоединился к отряду наших кораблей в составе экспедиционного океанографического судна (ЭОС) «Башкирия» и плавучей мастерской «ПМ-139».
Рядом, в подводном положении, следовали две наших атомных подводных лодки: «К-201», командир атомохода капитан 1 ранга Хайтаров Виктор Дмитриевич, «К-314», командир - капитан 1 ранга Гонтарев Валерий Павлович.
Командир отряда контр-адмирал Голосов Рудольф Александрович и вместе с группой подводников своего походного штаба размещался на нашем корабле.
Главная их забота была – обеспечение плавания подводных лодок, которые шли в подводном положении, то вместе со всем нашим отрядом, то с каким-то судном нашего отряда, то самостоятельно.
Походный штаб через наш корабль осуществлял связь со штабами флотов, Главным штабом ВМФ и с другими командирами кораблей отряда.
По нашим предположениям два наших атомохода переход вокруг Африки совершили скрытно, но об этом позже.
Погода становилась теплее. Экипаж переодели в тропическую форму одежды синего цвета, состоящую из шортов, куртки и пилотки с козырьком (от солнца).
По приглашению Президента Республики Экваториальная Гвинея (РЭГ) Франсиско Масиас Нгема Бийого наш корабль (один) с 8 по 12 февраля 1974 года посетил порт Малабо острова Фернандо-По. Бухта удобная, безопасная, имеет бетонный причал более 100 метров. РЭГ получила независимость от Испании в 1968 году, но влияние ее на повседневную жизнь нового самостоятельного госу-дарства было еще очень большим. Но все же представители нашего государства договорились поставить здесь плавмастерскую и плавдок для обеспечения ремонта рыболовных судов, промышляющих в Атлантике.
По пути в этот порт прошли в непосредственной близости от знаменательной нулевой точки, где широта и долгота равны нулю.
При входе в порт мы приняли на борт лоцмана и офицера связи. Ошвартовались в порту самостоятельно, без помощи буксиров, кормой к причалу.
С заходом в порт дежурный рулевой представил метеосводку: ветер 90 гра-дусов – 3 метра в секунду, температура воздуха + 31 градус, температура воды 28 градусов. И это в разгар зимы на нашей, уже теперь далекой, Родине.
Первый наш с командиром отряда визит был к послу СССР в РЭГ Казанскому А. Н. На другой день, 9 февраля, в 11.00 мы вместе с послом нанесли визит Президенту РЭГ Франсиско Масиас Нгема. Наша форма одежды – белая, в том числе и ботинки.
Встреча носила дружеский характер. Президент высказался за дружбу с СССР, за предоставление советским кораблям беспрепятственного захода в порты РЭГ, против империализма, расизма, фашизма. Как исключение разрешили нашим морякам фотографировать дворец.
В этот же день был официальный прием посла СССР на борт корабля, с исполнением Гимна СССР и салюта из 45-миллиметровых пушек, 19 залпов. Президенту во время встречи о предстоящей стрельбе мы сказали.
После официального визита посла корабль заполонили работники посольства с женами и детьми (более 100 человек). Для них и для нас встреча с советскими людьми была большим праздником. Показали им корабль, потом на вертолетной площадке организовали фотографирование и совместный концерт художественной самодеятельности, а вечером - просмотр художественного фильма после его коллективного выбора общим голосованием.
Президент РЭГ посетил корабль в 11.00 10 февраля. Для встречи экипаж корабля был построен по большому сбору, отдельно - 30 человек почетного караула с автоматами. Исполнили Гимны РЭГ и СССР, произвели салют наций, 21 залп.
Президент осмотрел корабль. Затем мы пригласили его в большую кают-компанию на фуршет.
На один заход в иностранный порт государство тогда выделяло командиру корабля (если он заходил один) 50 советских рублей. Если старшим во время за-хода был командир соединения или командир отряда, то им - по 150 рублей.
Напитки, как правило, закупались заранее, в советском порту, дешевле, (на заход командиру получалось 10 бутылок водки), а остальное закупалось на месте, для чего выделялось еще скромное количество валюты: командиру корабля 15, командиру отряда 50 валютных рублей.
Во время фуршета подарили Президенту фотоальбом «Советский Союз» на трех языках: испанском, французском и немецком.
В этот же день, с 12.00 до 14.00 состоялась официальная церемония передачи РЭГ сторожевого катера от СССР. Накануне мы передали катеру небольшую библиотечку, 100 с лишним книг о Советском Союзе. Экипаж катера состоял из 12 человек, обучались они в Одессе и все могли говорить на русском языке.
Это был первый военный катер страны, очевидно для борьбы с контрабандой. Он имел скорость хода до 32 узлов и турельную артиллерийскую установку 12,7 мм., для установки второй предусмотрено место. Церемония началась с ми-тинга на вертолетной площадке, на котором Президент произнес большую речь, во время которой высказался за дружбу с СССР. Выступление было темперамент-ным, часто прерывалось аплодисментами тысяч гвинейцев на берегу и экипажа корабля.
После митинга сопровождающие Президента лица, командование отряда и корабля были приглашены на только, что переданный сторожевой катер, который на большой скорости со стрельбой из имеющегося оружия совершил короткую морскую прогулку.
С подходом к причалу мы все вместе с Президентом обошли десятки хоро-водов на причале, где нам демонстрировали уникальные национальные танцы.
10 февраля с 14.00 до 16.00 на берегу, Президент РЭГ дал обед в честь совет-ских военных моряков. На обеде присутствовало 25 наших офицеров, 60 матросов и старшин, дипломатические представители других государств, руководство РЭГ.
Президент выступил с речью. Провозгласил здравицу в честь советского на-рода. В помещении были портреты В. И. Ленина и Президента РЭГ. В своей речи он сказал, что хотел бы видеть советские корабли в РЭГ как можно чаще.
На столах были накрыты национальные блюда, стояло много напитков, в том числе и крепких. После обеда состоялись танцы (много было местных дам) и фотографирование с гвинейцами.
11 февраля был день для посещения корабля местными жителями, всего их пришло более 1000 человек. Наши моряки ежедневно, по 150-200 человек, бывали на берегу в увольнении.
На 12 февраля 1974 года кораблю была поставлена задача - принять на борт Президента РЭГ и сопровождающих его лиц. Совершить с ними переход (около 6 часов) максимальной скоростью из порта Молабо (на острове) в порт Бата (на Африканском материке).
С командиром БЧ-5 капитаном 3 ранга Сорокиным Федором Сергеевичем и командиром дивизиона движения капитан-лейтенантом Солоповым Евгением Ивановичем обсудили вопрос, – какой скоростью пойдем.
Требуют максимальной. Но если следовать скоростью свыше 30 узлов, при температуре забортной воды 30 градусов, может возникнуть проблема с охлаждением подшипников гребных валов.
Решили на переходе держать скорость 26 узлов, а если подшипники начнут перегреваться, то дополнительно поливать их той же забортной водой из шлангов. Переход прошел без происшествий.
На переходе морем в большой кают-компании корабля был дан обед в честь Президента РЭГ. Президент и на этот раз выступил с речью и тепло говорил о дружбе с СССР. Наши моряки подарили ему на память макет нашего корабля, а сопровождающим его лицам – книги об СССР на испанском языке.
На борту корабля Президент располагался во флагманской каюте (кабинет, спальня, санузел), часть времени перехода провел на ходовом мостике, в кресле флагмана. Во время перехода Президент подготовил, а мы через корабельный узел связи отправили телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному. В телеграмме говорилось, что он с борта советского корабля «Маршал Ворошилов» выражает великому советскому народу свое чувство глубокого уважения и признательности, что заход советского корабля в порты РЭГ знаменует собой исторический шаг в отношениях между нашими народами. Выразил надежду, что эти непосредственные контакты впредь будут более частыми, что народ РЭГ высоко ценит важную помощь, которую советский народ предоставляет в различных областях для развития их страны и защиты добытой независимости и территориальной целостности.
В 15.00, как было и намечено, корабль прибыл в порт Бата. Это прекрасный порт, с причалом более 300 метров. У нас не было карты этого порта, офицеру связи еще в Малабо мы сказали, что надо хотя бы схему с указанием глубин, что нам и было предоставлено. На причале корабль с Президентом на борту встреча-ли тысячи гвинейцев. Состоялся митинг. Президент представил населению командование отряда и корабля, а также показал сторожевой катер, который прибыл в Бату вместе с нами.
После митинга экипажу корабля выделили автобус и несколько легковых машин для экскурсий по городу. Пояснения давали министр госбезопасности Нтутума, генеральный секретарь МИД Бонифасио и губернатор провинции Рио-Муни, в которой расположен порт Бата.
Вечером был большой прием наших моряков (более 100 человек) у Прези-дента. Во время приема мы подарили Президенту фотоальбом о его пребывании на корабле. После ужина состоялись танцы. В этот же день Президент подарил экипажу корабля 3 грузовика бананов. Пребывание в РЭГ прошло нормально.
Вот запись посла СССР в РЭГ Казанского А. Н. в книге почетных посетите-лей корабля: «Командованию перехода во главе с контр-адмиралом Голосовым Р. А., команде бпк «Маршал Ворошилов» во главе с командиром корабля капитаном 2 ранга Косовым А. С. Великое спасибо за превосходно выполненные задачи, имеющие важнейшее политическое значение во время захода корабля в РЭГ».
На словах посол Казанский нам сказал, что донесет в Москву, что за пять дней захода военные моряки сделали во внешнеполитическом плане столько, сколько посольству не осилить и за три года.
Закончился визит и вновь – «в морях твои дороги …». Вскоре после выхода из порта Бата широко отметили переход экватора.
Свободные от ходовой вахты были построены на вертолетной площадке. Там же была сооружена купель с морской водой (разборный бассейн – подарок строителей корабля), где проходили крещение все члены экипажа, которые впервые пересекали экватор. «Нептун» каждому прошедшему купель выдавал диплом. Кто ему не показывал ранее выданный диплом, полезай в купель. Не желаешь сам, свита «Нептуна» поможет, причем раздеться до плавок можно и не успеть.
Свита «Нептуна» для своей экипировки очень много переняла у гвинейцев, когда они танцевали на причале в своих традиционных африканских нарядах. Застрельщиком, организатором и непосредственным участником свиты выступал экипаж корабельного вертолета. Они же по случаю перехода экватора возглавили изготовление пельменей для кают-компании из остатков свежего мяса. В РЭГ свежими продуктами наши запасы пополнить не удалось, у них не было фирмы.
Рядом с «Нептуном» постоянно находилась «Русалка» – электрик ПЛО, старший матрос Алексеенко. Кстати, из него получилась очень даже привлекательная и симпатичная «Русалка», фотографии сохранились.
Боевая подготовка в море не прекращалась. Отрабатывались тактические приемы применения всех видов ракетного, артиллерийского, торпедного и бомбового оружия, боекомплект которого был на корабле полным.
Не прекращались полеты корабельного вертолета, пилотируемого капитаном Щеголевым Алексеем Васильевичем. Задачи командиру вертолета ставил коман-дир корабля, при этом корабль обеспечивал безопасность его взлета и посадки (допустимый встречный, боковой или попутный ветер, углы крена), а также безопасность при перелете в назначенный район и при возвращении на корабль (связь, привод, работу корабельной РЛС), охрану своими средствами ПВО.
Кстати, после прибытия на Тихоокеанский флот и моего доклада Командующему ТОФ Смирнову Николаю Ивановичу в присутствии Командующего авиацией ТОФ о действиях вертолетчиков, Щеголеву вскоре было присвоено очередное воинское звание майор. До этого к нему были какие-то там «зацепки».
«День Советской Армии», или как теперь его называют «День защитника Отечества» встретили в море. Все было организовано как обычно при подготовке и проведении праздников: вначале самообслуживание (баня, стирка), торжествен-ное собрание, объявление приказов командира корабля с поздравлением экипажа, объявлением поощрений, присвоением очередных воинских званий старшинам, затем проведение спортивно-массовых мероприятий.
Но одно мероприятие глубоко и надолго запало в душу всем членам экипажа. После торжественного собрания стали транслировать заранее, еще до нашего вы-хода в дальний поход, подготовленные звуковые обращения родных и близких моряков. Далеко за экватором такие обращения были особенно впечатлительны-ми, многих членов экипажа достало до слез.
Я сам в это время склонился над картой в штурманской рубке, все находя-щиеся рядом как-то притихли, и я ушел в ходовую рубку, сел в кресло командира, где и просидел все время передачи, почувствовав комок в горле. Так же воспри-нял эту передачу и командир отряда, находясь в каюте. После такой передачи все мы как-то стали ближе и внимательнее друг к другу, проще и спокойнее.
Начали подготовку к заходу на остров Маврикий, а атомоходы – в порт Бер-бера Республики Сомали. После нашего возвращения, мы тоже зайдем в Берберу. Здесь оборудован пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ.
Плавание в морях Индийского океана
При подходе к Южной оконечности Африки стало холодать. Пришлось вместо шортов надеть брюки и куртки.
Обогнув Африку с юга, благополучно вошли в Индийский океан, погода вновь становилась теплее. 1 марта 1974 года встали на якорь в районе Маскарен-ских островов, которые расположены в 370-780 милях к востоку от острова Мада-гаскар. Группа подводников вместе с контр-адмиралом Голосовым Р. А. убыла с корабля.
Начали приводить корабль в порядок после длительного океанского перехода и подготовку к заходу в порт Луи острова Маврикий.
В полночь 7 марта 1974 года снялись с якоря и в 14 часов ошвартовались в порту, куда мы вместе с танкером «Грозный» (от него мы заправились топливом и пресной водой) приглашены на празднование 6-й годовщины независимости го-сударства. Командиром отряда назначен командир бпк «Маршал Ворошилов».
Флаг независимости Маврикия поднят 12 марта 1968 года. Четырех вековая борьба за остров различного рода колонизаторов закончилась их юридическим из-гнанием. Маврикий стал неприсоединившимся государством, заинтересованным в поддержании мира в Индийском океане.
Сразу после прибытия в порт мною был нанесен визит Чрезвычайному и полномочному послу Советского Союза в Республике Маврикий Бандуре Нико-лаю Ивановичу.
Завтра, 8 марта, мы вместе с послом и капитаном танкера «Грозный» Кулю-киным Василием Михайловичем нанесли визит Премьер-министру Сивизсагуру Рамгуламу. Он же министр обороны, внутренней безопасности, информации и ра-диовещания. Встреча прошла в дружеской обстановке.
Премьер-министр пожелал посетить корабль 15 марта. Раньше из-за занято-сти, – ждал приезда Премьер-министра Танзании Ньеере, – этого сделать не мог.
С борта корабля наш посол отправил телеграмму, на которую получили раз-решение Министра обороны СССР – «задержать корабль на сутки, выход 15 мар-та во второй половине дня».
Во время беседы с Премьер-министром, мы ему сказали, что завтра планиру-ем официально принять на борту посла СССР, с производством в его честь 19 залпов из салютных пушек. А когда будем принимать на корабле его (Премьер-министра), будет произведен салют наций, 21 залп. Он согласился.
Во время встречи мы вручили Премьер-министру фотоальбом «В. И. Ленин» и другие 12 сувениров. Кстати, у них в парке установлен прекрасный памятник Ленину и мы к нему потом торжественно, строем, возложили цветы.
Во второй половине дня 8 марта наши 20 офицеров, 15 старшин и матросов приняли участие в работе Всемаврикийского конгресса женщин.
Зал был украшен флагами иностранных государств. Флаги Маврикия и СССР были на сцене.
Ежедневно на 3-х автобусах, выделенных Премьер-министром, 105 моряков нашего корабля и 15 моряков с танкера «Грозный» совершали поездки по острову Маврикий.
12 марта 1974 года в 8.00, в День 6-й годовщины независимости Маврикия произвели торжественный подъем флага и флагов расцвечивания, а в 12.00 произ-вели 6 залпов из салютных пушек и дали гудок в течение 1 минуты.
В этот день 22 офицера и 5 человек с танкера «Грозный» были приглашены на торжества, проводившиеся на городском стадионе. Командир корабля и капи-тан танкера находились на центральной трибуне, во втором ряду, сразу за Пре-мьер-министром С. Рамгуламом и Президентом Танзании Ньеере.
Во время Торжественного шествия перед трибуной прошли 10 бронетранс-портеров, 4 гаубичных орудия 75-85 мм., рота полицейских, тематически оформ-ленные машины, показывающие развитие государства.
Затем на стадионе начались спортивные представления и национальные тан-цы. Советских моряков тепло приветствовало население, в городе ежедневно бы-вало по 200-250 человек наших моряков.
14 марта в местном аэропорту Премьер-министр С. Рамгулам провожал Пре-мьер-министра Танзании Ньеере. На проводы были приглашены наш посол, и мы с замполитом.
15 марта Премьер-министр Маврикия, в сопровождении 14 министров и двух сотрудников его канцелярии посетили наш корабль.
После официальной встречи, когда экипаж корабля был построен по боль-шому сбору, Премьер-министр совершил экскурсию по кораблю. Пояснения ко-мандира корабля переводил корабельный офицер старший лейтенант Раков, хо-рошо знавший английский язык, его мама преподавала его.
Затем в большой кают-компании командиром корабля был дан обед в честь главы государства. На обеде присутствовал посол СССР Бандура Н.И. и неболь-шая советская делегация из 3-х человек во главе с директором Института Африки Солодовниковым, специально прибывшая на празднование Дня независимости Маврикия.
На приеме Премьер-министр сказал, что Правительство и народ Маврикия всегда рады видеть советских военных моряков, потому что они являются по-сланцами доброй воли, оплотом мира. Сказал, что маврикийцы приветствуют нас как друзей и защитников малых стран, что Маврикий благодарен СССР за по-мощь в обучении студентов, что Маврикий готов развивать наше сотрудничество в экономике, искусстве и других сферах деятельности.
В то же время правая маврикийская газета перепечатала статью из газеты ЮАР Сэнди Тайме с фотографией нашего корабля.
Привожу отдельные выдержки из этой статьи: Маврикий – русская база в районе южной Африки; русские усиливают свой флот в Индийском океане; рус-ские уточняют карту глубин в Индийском океане и т. д.
Визит наш на остров Маврикий закончился благополучно. Посол СССР в книге отзывов корабля записал: «Корабль и его личный состав производят отлич-ное впечатление образцовым порядком и высокой дисциплиной. Простой деловой заход превратился в знаменательное событие, по существу в официальный визит, приуроченный к празднованию 6-й годовщины независимости страны. Премьер-министр С. Рамгулам дал исключительно высокую оценку миссии доброй воли посланцев мира и дружбы между народами, которыми по праву являются наши советские военные моряки, полпредами советского государства, проводниками внешнего политического курса советского государства. Спасибо Вам от имени нашей Социалистической Родины за успешное выполнение этой важной миссии».
На рейде острова Сокотра и в порту Бербера
На переходе от острова Маврикий к острову Сокотра получили указание из Москвы – зайти на банку Фортюн, с глубиной 12 метров. Сказали, что там уста-новлены две наши бочки на якорях, проверить на месте ли они.
Мы это поняли, что они хотели проверить то, как мы ориентируемся в уда-ленных районах Индийского океана, где в условиях неспокойного моря и качки точность определения места корабля астрономическим способом составляет 5-10 миль. Штурмана и вахтенные офицеры взялись за секстаны и стали с особенной скрупулезностью решать астрономические задачи.
При подходе к предполагаемому месту банки, включили эхолот. Когда глу-бина стала резко уменьшаться, резко сбавили ход корабля, вызвали на бак боц-манскую команду, приготовили якоря к отдаче. Вода была прозрачная, и с бака передали, что видят дно и замахали руками, мол, назад. С ходового мостика их успокоили, сказали, чтобы не беспокоились, эхолот работает, глубина 12-14 мет-ров (наша осадка менее 10 метров). На якорь не вставали. Энтузиасты рыболовы тут же забросили удочки и убедились, что здесь на малой глубине прекрасная ры-балка. К тому же мы здесь выбросили за борт пищевые отходы после обеда. Про-были здесь 70 минут. Сам я, имея главные машины в готовности к немедленной даче хода, рыбу не ловил, но постоял около командира экипажа вертолета. За 70 минут он выловил 35 крупных рыбин – камбала, тунец, морской окунь и др. Ры-баки, говорят, всегда прибавляют. Я замерил одну из средних рыбин, длина ее была от конца ладони до средины расстояния от локтя до плеча.
21 марта 1974 года корабль прибыл на рейд острова Сокотра, принадлежа-щий тогда Народной Республики Йемен. Остров расположен к югу от Аравий-ского полуострова, восточнее мыса Гвардафуй Африки.
Большой интерес у американских кораблей и их разведывательных самоле-тов вызвали появившиеся там с нашим приходом две советские атомные подвод-ные лодки. Нам представляется, что об их движении вместе с нами от островов Зеленого Мыса до острова Сокотра, фактически вокруг Африки, им известно не было. Видимо поэтому они и засуетились.
Чаще стали полеты самолетов: «Атлантика», «Орион», «Шэклтон», появи-лись американские надводные корабли, а их сторожевой корабль «Брэмби» остал-ся с нашими кораблями до ухода атомоходов с Сокотры.
Когда настало время им уходить, а рядом находился американский корабль, нам поступило распоряжение – обеспечить их безопасность при погружении.
Переход из надводного в подводное положение является наиболее опасным состоянием для подводной лодки. А потом доказывай, – чьи моряки не умеют плавать и не соблюдают установленные Международные правила предупрежде-ния столкновения судов в море.
Перед убытием подводной лодки мы пригласили к обеду ее командира капи-тана 1 ранга Гонтарева Валерия Павловича и обговорили за чашкой чая все детали их предстоящего погружения. Как договорились, так и действовали.
Когда стемнело, по сигналу подняли якоря, одновременно выключили якор-ные огни, палубное освещение, включили ходовые огни и одновременно дали ход.
Американец ринулся было к подводной лодке, но мы рванулись ему напере-хват, имея обращенным к нему левый борт с красным огнем. Если ударишь в ле-вый борт, будешь больше виноват в столкновении. Однако американец продолжал движение к подводной лодке. На это мы ему дважды, а может быть, и трижды да-вали по пять и более гудков, означающих, что Вы нарушаете Международные правила, что соответствующим образом фиксировали.
В это же время я передал Гонтареву В. П., чтобы он переходил на наш пра-вый борт. Таким образом, мы встали между ними. Американец выключил все ог-ни, в том числе и ходовые, что не должен был делать. У нас работали две навига-ционные РЛС, носовая и кормовая, и мы отлично его видели. Чтобы и подводники видели, мы несколько раз в сторону американца выпустили парашютные сигналь-ные ракеты.
При выходе подводной лодки на необходимую глубину моря, Гонтарев В. П. мне передал: «Спасибо за совместное плавание, передай янки привет, я пошел».
Мы еще с полчаса следовали как бы за атомоходом и работали своей мощной гидроакустической станцией, создавая помехи скр «Брэмби» в слежении за нашей субмариной.
Когда мы отошли на приличное расстояние, второй наш атомоход вместе с ЭОС «Башкирия» начали движение в другую сторону.
Американец было поспешил к ним, но когда подошел, лодки на поверхности уже не было, как говорится, поезд ушел.
Как атомоходы дальше шли на Камчатку, знаю только по рассказам. И они следили за американцами, в том числе и за авианосцем «Китти Хок», и за ними следили, одним словом скучно не было, но все обошлось благополучно.
Обоих командиров этих атомных подводных лодок я потом встречал на Кам-чатке, где вместе с ними выходили на отработку задач боевой подготовки на про-сторах Тихого океана.
А пока мы оставались стоять на рейде острова Сокотра. Получили распоря-жение, что теперь мы входим в состав 1-й СБК – смешанной бригады кораблей ТОФ, находящейся в настоящее время в Индийском океане, командир бригады капитан 1 ранга Асеев.
Через пару дней на связь вышла тихоокеанская дизельная подводная лодка под командованием капитана 2 ранга Донцова Анатолия (отчество забыл, быстро перешли на имена).
Новый корабль нашего проекта Донцов не видел, и у него при встрече в мо-ре в первое время возникло сомнение – советский ли это корабль. Я ему сказал, что когда он подойдет поближе, увидит советский военно-морской флаг.
На это он ответил, что флаг, мол, любой поднять можно. Тогда я ему посове-товал подойти еще ближе, у нас на борту крупными металлическими буквами на-писано название корабля «Маршал Ворошилов». Вот это его убедило.
Потом мы с этим экипажем очень сдружились. Командир сказал, что имею-щиеся у них фильмы они за длинные месяцы боевой службы пересмотрели по не-сколько раз, пробовали даже с конца их смотреть, но он на такие сеансы не ходил.
Дали им список всех фильмов, которые у нас есть на борту. Они отобрали те них, которые хотели бы посмотреть и мы им эти фильмы вертолетом передали.
С этой подводной лодкой мы потом вместе заходили в порт Бербера Респуб-лики Сомали. При стоянках на рейде или в порту наши экипажи вместе смотрели фильмы на вертолетной площадке, днем здесь же играли в волейбол, подводники ходили к нам помыться в душе.
Командир подводной лодки размешался в нашей пустующей флагманской каюте. Сфотографировали его во всех помещениях этой каюты. Говорит, что до-мой эти фотографии пошлет, а то жене говорят злые языки, что муж ее живет на керосиновой бочке.
А однажды после совместной отработки задачи, первыми словами командира после всплытия были о том, что он чувствует запах свежего хлеба, пекарня у нас своя работала. Завтра, предварительно увеличив замес, во время полетов вертоле-та передали им несколько мешков с хлебом. Для них это был праздник. Так же мы им в море, по необходимости, передавали вертолетом баллоны с газом.
Плавание в морях Тихого океана
Еще в Индийском океане мы присоединились к отряду кораблей 1-й СБК, от-дельные из которых вот уже 13-й месяц несли там боевую службу, а теперь и мы с ними, четвертый месяц на ходу.
Несение боевой службы – это выполнение боевой задачи. Теперь этим кораб-лям предстояло возвратиться на родной Тихоокеанский флот, а нам вместе с ними – к новому месту службы. При встрече кораблей провели учение – встречный бой.
Малакский пролив могут по установленным правилам одновременно нахо-диться или форсировать не более трех военных кораблей. В один из таких отрядов и нас определили. Мы шли головным кораблем, за нами в кильватер следовала дизельная подводная лодка, замыкал строй - сторожевой корабль ТОФ.
В Сингапуре закупили свежие продукты и венки, которыми потом почтили героев Цусимы. Экипаж при этой церемонии по форме 3 был построен по боль-шому сбору, кроме ходовой вахты. Провели митинг, опустили на воду венки, пре-клонив колени.
После прохода Цусимского пролива скорость сбавили. Во-первых, ожидали подхода остальных кораблей, во-вторых, рассчитывали прибыть во Владивосток утром, после 10 часов, когда на причале будет много встречающих: командование флота, руководство города, родные и близкие моряков, возвращающихся с дли-тельной боевой службы. Все прошло нормально и 12 июня 1974 года отшварто-вались в порту г. Владивосток .
На следующий день командующий Тихоокеанским флотом адмирал флота Смирнов Николай Иванович произвел осмотр корабля, впечатление у него сложи-лось благоприятное.
Вскоре, в воскресный день, после очередных выборов в органы власти ко-мандующий флотом на нашем корабле дал обед в честь командиров кораблей, вернувшихся с длительной боевой службы.
На обед были приглашены: Первый секретарь Приморского райкома партии Ломакин Виктор Федорович, второй секретарь крайкома, мэр города Владивосто-ка, первый заместитель командующего флотом, начальник штаба флота, член во-енного совета флота, командующий авиацией флота и командиры кораблей. Всех приглашали с супругами, так в основном и прибыли.
Обед прошел отлично, но спиртного командующий флотом накрывать не ве-лел, что у некоторых приглашенных вызвало, было недоумение. Добавили вече-ром «по секциям», командиры кораблей – в соседнем ресторане «Владивосток».
Началась интенсивная боевая подготовка на новом для нас флоте. В 1975 го-ду наш корабль совместно с другими кораблями корабельной ударной группы (КУГ) эскадры в состязаниях между флотами завоевали приз Главнокомандующе-го ВМФ в зенитных ракетных стрельбах по реальным воздушным целям. В этом же году в составе корабельной поисково-ударной группы (КПУГ) был завоеван приз Главкома за поиск, слежение и уничтожение атомной подводной лодки «противника». Для одного корабля – это редкий случай, два приза.
Вскоре корабль был объявлен «отличным», многие члены экипажа были по-ощрены, командир корабля награжден орденом «За службу Родине в Вооружен-ных Силах», 3-й степени.
В разгар зимы 1977 года наш корабль успешно участвовал в спасательной операции кораблей, терпящих бедствие в бушующем штормовом море, о чем пи-сала газета «Красная Звезда» в № 59 от 12 марта 1977 года в статье «Через шторм». Летом этого года мне было присвоено очередное воинское звание капи-тан 1 ранга, которое я получил не в кабинете, а на ходовом мостике корабля.
Весной 1978 году на кораблях Тихоокеанского флота выходил в море Л. И. Брежнев. Долго решали, на каком корабле он пойдет в море, на крейсере «Сеня-вин» или на нашем. На крейсере были какие-то неполадки с крылаткой главного котла. Оба корабля стояли кормой к причалу во Владивостоке в готовности. В по-следний момент нам поступила команда на выход в море и занятие места в строю ОБК – отряда боевых кораблей. Брежнев Л. И. выходил в море на крейсере.
Выход в море проведен был безупречно, было «море огня». Стреляли не только корабли, но и подводные лодки, авиация, торпедные катера.
При ударе по ордеру точкой прицеливания всегда была главная цель, как правило, в центре ордера (но не только) и хорошо охраняемая.
Вначале было определено, что точкой прицеливания будет флагманский ко-рабль – крейсер «Сенявин». Однако приехавшие московские представители ска-зали, что стрелять по кораблю с Л. И. Брежневым на борту, нельзя, такой точкой прицеливания назначили наш корабль.
Для этого нас также поставили в центр ордера, крейсеру в кильватер, на рас-стоянии от него 10 кабельтовых, которые мы, кстати, строго выдерживали не только телеграфом, но и оборотами машин. В море корабли следовали самым полным ходом (не максимальным).
При атаках нас подводными лодками, мы видели на конечном участке траек-тории след торпед.
Вначале доложили, что атакованы подводной лодкой с левого борта, торпеда прошла под второй машиной, затем – атакованы подводной лодкой с правого бор-та, торпеда прошла под креслом командира. На мостике крейсера эти доклады вы-звали оживление. Глубина хода торпед больше осадки корабля.
Вскоре и нам поступило целеуказание на отражение нападения воздушного «противника». Залпом корабельных зенитных ракет реальная воздушная цель (истребитель без летчика) была уничтожена. Видимость была отличная, и все ко-рабли, хоть и далеко, но видели, как в цель влетела первая наша ракета и разбила ее на крупные обломки. Тут же в это облако обломков влетела вторая наша ракета залпа и еще раз все это взорвала.
Аналитическая группа флагманского корабля, очевидно, расположенная где-то в недрах крейсера, как ей и положено, запросила результаты. На что я, нахо-дясь еще в возбужденном состоянии после стрельбы, доложил, что воздушная цель «противника» разбита в пыль, в дым, в молекулы, что там принято было одобрительно.
Среди отличившихся офицеров ракетно-артиллерийской боевой части кораб-ля хотелось бы назвать: Пожарицкого П. С., Гавловского Я.И., Дорохова В. А., Потряхаева В. В., Сысуева Г. В., Калашникова И. С., Петрова Н. В., Гусева О. В., среди офицеров мино-торпедной боевой части: Сивцова В. П., Флоряка В. И, штурмана Борисова В. Г., офицеров РТС Ракова Ю. А., Четыркина Ю. М., Шуби-на В. Н., да и многих других, а также всех мичманов корабля.
Мы все вместе составляли экипаж боевого корабля и естественно готовились к ведению боевых действий, стремились к тому, чтобы не опозорить честь Крас-нознаменного военно-морского флага и славное имя корабля, написанное на бор-ту. Всегда была твердая уверенность в том, что экипаж выполнит боевую задачу, если она ему будет поставлена.
Хотелось бы надеяться, что и современные военные моряки имеют такой же настрой, но об этом лучше у них спросить.