Долго думал где разместить этот пост: или в "Реформе ВС России", или здесь. Решил, что всё таки лучше здесь.
Давайте подумаем, коллеги,- что делает наши корабли, корабли нашего Флота "больными"? Когда гробилась матчасть, когда их с Боевой Службы- в Союз "за ноздрю" и т.д. Можно ли было всего этого избежать? На мой ( оговорюсь,- сугубо индивидуальный ) взгляд- можно. Что мы имели в советские времена? Правильно: большую текучесть кадров на кораблях, особенно на кораблях первой линии. Причём это относится и к морякам срочной службы, и к офицерам- мичманам. Со срочной службой вроде бы ясно, была узаконенная система отдачи "воинского долга", необходимая, почётная ( без всякой иронии ), но недостаточная, чтобы для некоторых молодых людей корабль стал и их жизнью, и их судьбой. Ведь что было: те очень немногие ребята, которые оставались на сверхсрочную службу, автоматически шли в мичмана, со временем пытаясь устроиться получше,- т.е. на берегу, с регламентированным "рабочим" днем и прочими береговыми благами. Да и у офицеров данная концепция построения своей службы- тоже во многом "имела место быть". В итоге на кораблях была очень заметная текучесть командного и матросского состава: едва набравшись необходимого опыта, моряк уходил с корабля,- матрос, старшина срочной службы- на "гражданку", офицер- или на вышестоящую должность ( не обязательно на том же самом корабле ), или на берег, в какую-нибудь флотскую "управу". На корабли же приходили новые люди,как правило- малоопытные, и, набираясь опыта, они ( будем называть вещи своими именами ) в той или иной степени "гробили" корабль. Не все, конечно, но общая тенденция была именно такова.
Можно ли было этого избежать? Мне кажется, что можно. Что было на наших кораблях? Для командиров групп "потолок"- капитан- лейтенант. Для командиров дивизионов- капитан 3 ранга. Для командиров БЧ- капитан 2 ранга. Для Командира- капитан 1 ранга. Не толковее ли было сделать "потолком" для всех корабельных офицеров кроме Командира корабля звание "капитан 2 ранга"? То есть на должностях "командир группы- командир БЧ", "помощник- старпом" можно было бы НЕ УХОДЯ С КОРАБЛЯ служить аж до самой пенсии, холя и оберегая свой родной корабль, получая во время ( если достоин ) очередные звёзды и просветы на погоны. Ведь не секрет, что люди устроены по разному: один по сути своей- карьерист ( в хорошем смысле этого слова ),- и дай Бог ему рости по службе, если есть желание, и если получается. Другой рад служить на низовой должности, получая моральное удовлетворение от ДОСКАНАЛЬНОГО знания своей матчасти. По выслуге лет и командир группы и командир БЧ вполне могут находиться в одном звании, что является показателем их службы, но показателем их разной ответственности на корабле уже будет являться их разница в должностных окладах.
Мне кажется, что если бы половина личного состава ( а лучше всего- две трети ) на наших кораблях была более или менее ПОСТОЯННОЙ, то и проблем, о которых мы все с вами знаем, у нас бы не было, либо они были бы сведены к минимуму.
То есть на кораблях должен быть КОСТЯК- матросов, старшин и офицеров- знающих друг друга, помогающих друг другу, уверенных друг в друге. Что это даст? Конечно же в первую очередь более безаварийную работу матчасти, более надёжную её работу. Далее. Сама собой отпадёт проблема "неуставных отношений"- т. е. издевательств над молодёжью. В здоровом коллективе, в коллективе, где "экипаж- одна семья" неуставщины не может быть по сути. КОСТЯК будет давить все её всплески на корню, само собой "гоняя" молодёжь до тех пор, пока она не сдаст все положенные зачеты на самостоятельную вахту.
Теперь о матросах и старшинах. Конечно же срочная и сверхсрочная служба, но на другой основе, чем в советские времена. Срочная служба- три года, но по выслуге двух лет "годок" становится образно говоря "годком в законе". Что это значит? А это значит, что ему во- первых начинает выплачиваться приличная зарплата за службу, скажем так- на одну треть меньшая, чем матросу сверхсрочнику. ( И не факт, что по увольнении в запас, он у себя на Родине найдет работу с такой же зарплатой ) Далее: матрос по третьему году получает более либеральное отношение к сходу с корабля ( по сменам и на ночь до 7.30 утра следующих суток ). Возможны изменения и в форме одежды на более комфортную и более ( по флотски ) стильную. Для чего всё это? А для того, чтобы заинтересовать молодого человека ( не каждого, а того, на ком остановит свой выбор КОСТЯК ) остаться на корабле на сверхсрочную службу.
И последнее. Такая система построения службы на наших кораблях сформировала бы и здоровые традиции на Флоте. Каждый корабль имел бы и свои традиции и был бы, в силу особенностей его экипажа, уникален сам по себе. А главное- повысился бы профессионализм наших моряков и его моральная и человеческая составляющие.
|