Интересная статья , проведен анализ и даются конкретные предложения по исправлению ситуации на Флоте в связи с переходом на новый срок службы и последствиями "реформирования и оптимизации" всего и вся .
К вопросу о комплектовании экипажей кораблей ВМФ
С начала 90-х годов, к сожалению, приходится констатировать падение профессиональной выучки личного состава Военно-Морского Флота. Это, как известно вызвано большим количеством объективных и субъективных факторов, на перечислении которых в данной статье останавливаться не стоит. Приступить к написанию данной статьи меня побудил тот факт, что уже с текущего года срок службы личного состава по призыву сокращен до 1 года. Решение это, как я понимаю более политическое, чем вызванное какой либо, тем более военной необходимостью и пересматриваться руководством страны в ближайшее время не будет.
Для офицеров корабельного состава ВМФ не является большим секретом то, что даже при имеемом до недавнего времени 2-х годичном сроке службы подготовить в полном объеме специалиста по наиболее сложным корабельным военно-учетным специальностям не представлялось возможным, а теперь и вовсе станет неразрешимой проблемой. Идея перевода экипажей надводных кораблей и подводных лодок на военную службу по контракту, неплохая сама по себе, является в ближайшее время неосуществимой или осуществимой знакомыми методами огульного набора всех кого не попадя, с задачей любой ценой выполнить спускаемую сверху разнарядку, что само по себе одно и тоже.
В течении ряда лет, красивые и долгие разговоры о переходе к службе по контракту затмили главное – сам контракт ничего кроме повышения расходов государства на содержание военнослужащего не дает, основная задача флота – получить не абстрактного контрактника, а конкретного подготовленного специалиста, а вот как это сделать, никто толком объяснить, разъяснить и организовать не может.
Не требуется огромного ума, чтобы понять: специалиста надо готовить, но вот где, когда, как и какими силами – это вопрос.
Идея готовить специалиста на корабле – не выдерживает никакой критики, так как сами корабельные условия не позволяют организовать нормальную подготовку (огромный отрыв личного состава на несение дежурно-вахтенной службы, срочные работы, отсутствие учебных классов, литературы, наглядных пособий, тренажеров, подготовленного преподавательского состава и инструкторов…). Об организации подготовки личного состава на кораблях по имеемым программам разговор особый и в данной статье не рассматриваемый.
Подготовка специалистов в учебных отрядах – идея не новая, правильная, однако ни для кого не секрет, что за предыдущие годы учебные отряды флота, были приведены в непотребное состояние и за исключением, пожалуй учебного отряда готовящего водолазов, говорить о подготовке там каких либо специалистов не представляется возможным. Хотелось бы отметить, что восстановление учебных отрядов до необходимого уровня - дело крайне дорогое и кажется в обозримом будущем не осуществимое.
После таких размышлений, приходит на ум только заглавие романа великого русского писателя Чернышевского «Что делать?»
Поскольку руки складывать не хотелось бы, флот должен жить, для чего мы, офицеры флота, собственно, и живем, необходимо искать выход и выход как мне кажется есть.
В нашей стране существует огромная, разветвленная, хорошо продуманная и организованная система подготовки специалистов для морского, речного и рыбопромыслового флотов, ежегодно выпускающая тысячи дипломированных специалистов для работы на гражданских судах. Существует немалое количество морских кадетских корпусов, клубов юных моряков, в том числе и имеющих в своем составе учебный флот, дающих ребятам очень неплохую теоретическую и практическую подготовку. Большая часть выпускников вышеперечисленных учебных заведений призывается на военную службу, но вот теперь вопрос куда?
Вот это и есть большой секрет для нашей маленькой компании… По крайней мере из многих известных мне людей прошедших обучение в данных учебных заведениях, на флоте служили единицы. Куда их только не призывают наши военные комиссариаты (штатные еденицы Вооруженных Сил Российской Федерации между прочим), ВДВ, спецназы различных видов, РВСН, ВВ МВД РФ, ПВ ФСБ РФ, всех не перечислишь, в общем куда угодно, только не на флот, хотя честности ради можно сказать и на флот тоже (иногда), и здесь уже наши, родные ПТК зачастую направляют их в подразделения охраны, морскую пехоту и в другие интересные флотские части к сожалению к кораблям отношения не имеющие.
Лично я, могу объяснить данный факт лишь следующими причинами:
• Наплевательским отношением к ВМФ со стороны отдельных руководителей страны и Министерства Обороны
• Головотяпством военных комиссаров
• Не совсем (мягко выражаясь) соответствием занимаемым должностям офицеров, ведающих распределением молодого пополнения на ПТК
Не открою большого секрета читателям в том, что личный состав приходящий по призыву на корабли ВМФ мягко говоря оставляет желать лучшего, как по линии психологической готовности к службе, так и по образовательному уровню. Желающие могут легко проанализировать это по данным имеемым у любого заместителя командира по воспитательной работе любого корабля. Офицерам и мичманам кораблей приходится с титаническими усилиями готовить из этого контингента хоть каких-либо специалистов. Не буду рассказывать как это происходит и что из этого получается – люди которые с этим сталкиваются и так все об этом знают. Кривая поломок материальной части несмотря на наши усилия упрямо лезет вверх и глядя на это хочется пессимистично заявить – то ли еще будет…При этом огромное количество подготовленных дипломированных морских специалистов о которых нам приходится только мечтать, ломают кирпичи о голову себе и братьев по оружию, бегают по полям с автоматами наперевес, роют окопы и занимаются огромной массой крайне нужных в армии дел, деградируя при этом как моряки и как морские специалисты.
Для недопущения развала профессиональной подготовки рядового и старшинского состава на флоте в ближайшие год-два, в связи с переходом на новые (смешные для моряка) сроки службы, представляется необходимым:
• Командованию ВМФ подготовить указ Президента Российской Федерации о запрещении призыва выпускников морских, речных, рыбопромысловых учебных заведений, морских кадетских корпусов и клубов юных моряков куда либо кроме ВМФ, морских частей береговой охраны ФСБ РФ и морских частей ВВ МВД РФ.
• Командованию ВМФ совместно с Департаментом Морского Флота и Комитетом по рыболовству подготовить указ Президента Российской Федерации и ведомственные приказы о запрещении приема на работу на морские, речные и рыбодобывающие суда всех форм собственности, выпускников морских, речных и рыбопромысловых учебных заведений (не являющихся офицерами запаса) не прошедших военную службу по контракту в течении не менее 3-х лет на кораблях и судах ВМФ, БО ФСБ РФ или ВВ МВД РФ и имеющих при этом положительные характеристики от командования кораблей на которых они проходили военную службу.
• Командованию ВМФ подготовить приказ Министра Обороны РФ о запрещении призыва выпускников морских, речных, рыбопромысловых учебных заведений, морских кадетских корпусов и клубов юных моряков куда либо кроме ВМФ.
• Издать приказ Главнокомандующего ВМФ о запрещении направления призванных на военную службу выпускников морских, речных, рыбопромысловых учебных заведений, морских кадетских корпусов и клубов юных моряков куда либо кроме экипажей надводных кораблей и подводных лодок.
• Ввести порядок представления отзывов-рекомендаций на военнослужащих отслуживших установленный срок по контракту, имеющих специальное морское образование для приема их на работу на должности плавсостава гражданских судов.
Проведенные указанные выше мероприятия по моему мнению позволяют:
• В кратчайший срок, без дополнительных материальных решить вопрос с комплектованием ВМФ дипломированными специалистами по профилям подготавливаемым в гражданских учебных заведениях (специальности по профилю штурманских, радиотехнических, связи и электромеханических боевых частей, боцманских команд и служб снабжения).
• Заметно снизить уровень технической аварийности на кораблях.
• Принимать на службу по контракту людей имеющих соответствующую морскую специальность, подтвержденную дипломом государственного образца, что позволит ввести именно персональную ответственность за эксплуатацию и сбережение материальной части.
•
• Вывести на новый качественный уровень мобилизационную готовность экипажей гражданских судов, все экипажи которых со временем будут состоять из военных моряков запаса.
•
Кстати, говоря о мобилизационной готовности экипажей гражданских судов, хотелось бы обратить внимание на дичайшее в настоящее время отношение к уволенным в запас офицерам корабельного состава ВМФ, которые не имеют возможности трудоустройства на судах гражданских ведомств (в том числе и на вспомогательных судах ВМФ) без получения специального гражданского морского образования (обычно заочно, в течении 4-х лет), так как переделка диплома морских офицеров на морской (или речной) рабочий диплом в нашем государстве на настоящий момент не предусмотрена!? (кому мешал установленный еще во времена СССР порядок – непонятно).
Таким образом, вместо того, чтобы уволенных в запас морских офицеров массово направлять на гражданский флот (как кстати после 1-ой мировой войны и делалось в Германии), с целью поддержания их морских профессиональных навыков на должном уровне, в готовности быть призванными в угрожаемый период, их сознательно удаляют от флота, резко снижая их профессиональную ценность как офицеров - моряков в случае объявления в стране мобилизации. Самое удивительное, что решение этого вопроса находится в полномочиях командования ВМФ, однако решение не принимается уже несколько лет по непонятным причинам. Нет более прискорбного для престижа нашего военно-морского образования вида уволенных в запас морских офицеров в должностях рядовых матросов и мотористов, под командованием зачастую менее грамотных, но имеющих гражданские дипломы людей. Во истину, как говаривал наш начальник кафедры - В УДИВИТЕЛЬНОЙ СТРАНЕ МЫ ЖИВЕМ!!!
Конечно, не являясь идеалистом я понимаю, что не все так просто, что возможно предлагаемые действия не так совершенны как хотелось-бы, но я твердо уверен, что их, может быть в несколько других формах необходимо срочно претворять в жизнь ради жизни и мощи нашего Российского Флота, переживающего сейчас свои не лучшие времена.
Автор: Капитан 2 ранга И. Акулов
http://www.navy.ru/nowadays/concept/reforms/ref46.htm