СЛУЖЕБНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Через месяц после прихода на большой противолодочный .корабль «Адмирал Нахимов» нового пополнения молодым матросам партийная и комсомольская организации предложили написать сочинение— передать свои первые впечатления о корабельной службе. 0 многом заставляют задуматься матросские откровения, кое-что переосмыслить, на что-то -взглянуть иначе.
«Когда призывался на службу в нашем районе: было два места в ВМФ. Призывники беспокоились, кого же туда направят. Я был не пострижен. Военком сказал: вот, ты
и будешь служить рядом с белыми медведями.. Матрос Б. Мамырбаев»
«С неуставными отношениями пока не сталкивался, хотя до службы меня пугали ими...Матрос С.Силонин»
«До службы я работал на заводе в Омской области токарем. Желания служить на флоте, каки у многих живущих вдали от моря не было. Это: оттого, что гражданская молодежь мало получает информации о ВМФ. А если и получает, то сильно искажен- ную... Матрос А. Жампенсов».
«Я думал, что попаду в морскую пехоту, но попал на корабль. Я хочу служить два года. У меня нога болит. Я русский язык слабо знаю. У нас дома, кроме меня, никого нет, чтобы присматривать за отцом. Сестра замуж вышла. Матрос Ж.»
К сожалению, выраженный в приведенных цитатах настрой характерен для значительного числа новичков. Постепенно у подавляющего большинства он начинает меняться. Особенно если молодой воин попадает в дружный коллектив боевой части.
«Наш корабль мне очень нравится. Здесь, как мне кажется, дружный коллектив. Матрос А.Каримов».
«Нас приняли на корабле очень хорошо. Не знаю, что дальше будет, а пока всё идет нормально. Большую помощь нам оказали ребята из БЧ-2, это Толчеев, Гончаренко, Глухов. Они помогли нам немного освоиться на корабле, подсказывали, что и как нужно сделать... Матрос Е. Похиль».
«А из дивизиона связи я всех старослужащих назвал бы «гадками» от слова «гад», а не «год», потому что к новичкам они относятся грубо, унижают нас...» Без подписи.
Как ВИДИМ, мнения неоднозначные. Значит, «годковщина» характерна не для каждого флотского коллектива. Даже на одном корабле в разных боевых частях дела обстоят по-разному.
Но почему по-разному? Почему не везде нормально? Вот как об этом думают молодые матросы:
«Каждый склонен к «годковщине». Все дело в умении себя сдерживать...».
Без подписи.
«У нас в БЧ о порядочности, добросовестности, как правило, судят по сроку службы. Больше служишь — хороший, мало — карась». Без подписи.
«Старшие пытаются навязать свои условия только что прибывшим, а эти условия не всегда правильные. Ну а молодые матросы их усваивают, а потом будут передавать другим. Недовольство накапливается, но на ком его сорвать, они не знают, а вот когда придет молодое пополнение, они себя покажут. Матрос С. Сережников».
Что же получается: многие юноши приходят на службу морально готовыми к тому, чтобы принять «годковщину» такой, какова она есть, и не сопротивляются унижению лишь потому, что потому, что потом-де они возьмут свое. Зло идет по кругу. Как его прервать?
Мне думается, начинать это нужно еще в семье, школе, СПТУ, институте. А на службе уже продолжать более активными средствами. Если человеку с детства дают правильное понятие о чувстве человеческого достоинства, значении товарищеских уз, это становится противоядием от дурной традиции, покорного унижения. Такой человек, придя на службу, будет стремиться отстоять свои права и свое достоинство.
С другой стороны, вся организация службы на корабле, партийная и комсомольская
работа должны подняться до такого уровня, при котором неуставные или просто неува
жительные отношения потеряют всякую почву и все будут иметь возможности проявлять
ся. Здесь главенствующая роль принадлежит офицерам и мичманам, о чем немало от
кровений в матросских сочинениях.
«Хуже специальности, чем к БН-5, на корабле нет. А какие там порядки,можно судить по тому, как грубо с матросами разговаривают мичманы и офицеры... Матрос Е. Макаров».
«Годковщина в первую очередь проявляется в упущении работы офицерского состава, это касается и мичманского...»
Без подписи.»
«Все зависит от командира. С этого надо начать. Я не имею в виду командира корабля, он Человек. Я о других офицерах...» Без подписи.
«Для того, чтобы изжить годковщину, начинать надо с офицерского и мичманского состава. Чтобы они глубже вникали обстановку в подразделении, осуществляли чуткое руководство им, а не формальное и слепое. Тогда будет и отдача. Надо, чтобы они понимали, что матрос—человек!.. Старшина 1-й статьи Чулахин».
Вот так, чтобы открыть руководству глаза на существо проблемы, к молодым матросам присоединился и старшина 1-й статьи Чупахин. Он служит уже третий год, и кому, как не ему доподлинно известны глубинные причины «годковщииы». Нужно несколько слов сказать о командире корабля капитане 2 ранга В. Колеснике. Он регулярно бывает в матросских кубриках. Но не для того, чтобы продемонстрировать свою «близость к подчиненным», а чтобы позаботиться о самом насущном для матроса: в тепле ли, хорошо ли накормлен, как одет, все ли ладно дома?
И не случайно командир корабля заслужил высокую характеристику своих матро
сов. Но, к сожалению, нужно признать и то, что не все офицеры к мичманы поль
зуются должным авторитетом у подчиненных. Это настораживает и наводит на серьез
ные размышления. Так что, ознакомившись с сочинениями, Колесник, как он расска
зал мне, увидел в них и серьезный упрек в свой адрес. Мало самому быть
заботливым командиром, нужно добиться этого от подчиненных офицеров и
мичманов.
Вот еще одна проблема матросских сочинений - «годковщина» и досуг.
«Желательно, чтобы в каждом кубрике были шахматы, шашки и т. д. А то свободное время матросам занять нечем. Матрос М.Бандик.»
«На корабле все хорошо: распорядок дня, чисто, к чему и должен привыкать человек. Вот если бы еще проходили массовые мероприятия, допустим, юмористический вечер или соревнования между БЧ, футбол, волейбол, настольный теннис. Матрос И. Анармет.ов».
«Если вы хотите, чтобы ваши, матросы. были хорошими матросами, то отвлеките их разными мероприятиями, чтобы матросы были заинтересованы, а не болтались по разным углам. Матрос Б. Агержаноков».
Довольно категорично, словно бы поставив точку в разговоре на эту тему, выразился матрос Агержаноков. Но точку ставить, конечно, нельзя. Слишком долгое время на корабле, как, впрочем, и во многих других» воинских коллективах, довольствовались лишь пухлыми планами к бойкими отчетами о проведении культурно-массовых мероприятий. По ним судили о работе замполита, партийной или комсомольской организаций и в большинстве случаев никогда не интересовались мнением самих моряков. Как реализоваться массовым и индивидуальным интересам матросов и старшин в условиях корабля?
Культурно - массовая работа, на мой взгляд, нередко, словно река, течет лишь в одну сторону – воины должны слушать только то, что им хочет сказать организатор.
Призывы сменить монолог на диалог мало что дали. Потому что не произошла перемена в главном: в учете интересов и настроений приходящих на службу людей. А ведь за последнее время они существенно изменились. Речь не о том, чтобы всем потакать, а чтобы все учитывать.
«Люблю играть в бильярд, слушать рок, «мочить» брейк, ездить на мотоцикле. Матрос Глухов.»
«Я очень люблю петь, писать стихи, бальные танцы, театр, эстраду. Матрос Арсенине.»
«Авиамодельный спорт, радиодело, музыка. Матрос Пермин.»
Изменились не только содержание и широта интересов, но и их динамика. У молодого человека много нынче неутоленных запросов. В нем бурлит энергия, ему тоже есть что сказать, а его заставляют сидеть на тематическом вечере и смиренно слушать то, о чем вещает по бумажке выступающий.
На таких мероприятиях присутствовали и молодые матросы «Адмирала Нахимова»—кто еще в учебном отряде, кто уже на корабле. Но в своих сочинениях моряки о них не вспоминали. Потому что они ждут другого. Ну, хотя бы того, что недавно предложил заместитель командира БЧ-2 по политической части старший лейтенант Э. Чепиков: конкурс знатоков истории и искусства, конкурс знатоков устава, конкурс художников и поэтов, конкурс на силу, ловкость к сообразительность, конкурс шахматистов и шашистов... Вот такой своеобразный духовный и спортивный полигон, на котором каждый молодой человек может проявить себя. А ведь это очень важно — не придержать, не погасить стремление молодости к самовыражению, а, наоборот, открыть такую возможность.
И вот еще на какие размышления наводят матросские сочинения. Когда вчерашние мальчишки проходят службу, они попадают в жесткие условия высокой требовательности, нелегких обязанностей. Как здесь важны для них товарищеское участие опытных моряков, их поддержка. Если же, наоборот, к первоначальным трудностям еще прибавляется давление «годков», то можно представить, под каким «прессом» оказываются молодые матросы.
А ведь они разные. Одни взращены в «тепличных условиях», другие уже насмотрелись кое-чего в жизни. Вряд ли можно надеяться, что этот «пресс» окажет благотворное влияние.
Что же тогда, снизить требовательность, поубавить обязанностей? Нет, конечно. Военная служба объективна предполагает усложненные условия жизни и деятельности человека. Но это не значит, что предполагается и снижение внимания к личности матроса. Наоборот.
« То, что мы узнали из матросских сочинений,— рассказал мне недавно командир корабля капитан 2 ранга В. Колесник,— помогло существенно скорректировать работу с экипажем. Повысили требовательность к офицерам и мичманам. Добились, что каждый из них стал часть рабочего и даже свободного времени проводить в кубриках, с подчиненными. Партийная и комсомольская организаций усилили взыскательность к тем, кто допускает хотя бы небольшое отклонение от уставных норм взаимоотношений между военнослужащими. Уже заметны и результаты. За два минувших месяца на корабле нет ни одного случая неправильного поведения старших по отношению к младшим. Работа, конечно, только начинается. Но, главное, в ней появилась определенность. Если мы добьемся, что начальник будет заинтересованно внимателен к подчиненному, если, воспитывая моряка, мы перестанем пытаться заставлять его слушать общеизвестные истины, а постараемся выслушать его самого, понять и помочь, это будет еще одним, быть может, очень важным шагом в борьбе с неуставными отношениями.»
«Красная звезда» от 30 апреля 1988г. Капитан 3 ранга В.Мясников. Северный флот.
Материал прислал Б. Пономарёв.
_________________ Корабли, как и люди - они тоже нуждаются в славе, в уважении, в бессмертии!!!
|