КОМАНДИРСКИЕ РАЗДУМЬЯ
Атмосфера кают-компании
В этот день во время обеда в кают–компании я невольно обратил внимание на лейтенанта В.Литаренко . Он был оживлен , пожалуй , больше чем обычно . За столом то и дело слышался его голос . Я не сразу понял причину приподнятого настроения молодого офицера , а потом вспомнил , что сегодня помощник командира корабля капитан-лейтенант А.Петров вывесил в коридоре у входа в кают-компанию новый график дежурств . И Литаренко увидел там свою фамилию . Все зачеты позади , лейтенант по-настоящему почувствовал себя полноправным членом нашего офицерского коллектива , нашей кают-компании .
Кают-компания… Как много может она рассказать даже на незнакомом корабле , стоит хотя бы один раз здесь побывать . Узнаешь о том ,чем живет экипаж сегодня и чем будет заниматься завтра . Получишь представление , на каком счету этот корабль у командования , ведь здесь на самом видном месте –памятные знамена , вымпелы , кубки , грамоты . По атмосфере , царящей в кают-компании , сможешь почувствовать , дружен ли офицерский коллектив , сплочен ли , каков здесь уровень отношений между людьми .
В этом корабельном помещении моряки , бывает , встречают самых высоких гостей . В кают-компании нашего большого противолодочного корабля «Маршал Ворошилов» , к примеру , мы не раз принимали глав различных государств , министров , послов , видных военных деятелей , и тогда это помещение , как и весь корабль , с особой отчетливостью становилось олицетворением нашей Родины , нашего образа жизни и культуры .
В Корабельном уставе Военно-Морского Флота СССР , лаконично излагающем суть нашей морской службы , целых одиннадцать статей посвящено кают-компании . Она , отмечает устав , должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром , способствующим воспитанию офицеров в духе идей Коммунистической партии Советского Союза , передовой советской военной науки , выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя , боевой и политической подготовки и организации службы корабля .
Десять лет назад юным лейтенантом я впервые пришел в кают-компанию БПК «Маршал Ворошилов» . Хорошо помню первые чувства- робость , неуверенность . Все казалось , что старшие товарищи смотрят на меня слишком строго , что каждый мой промах будет замечен и тут же осужден . А ведь лейтенантское самолюбие – штука своеобразная , крайне неустойчивая . Оно как площадка , с которой легко и сорваться в воронку глубокой обиды , и взмыть в ликующую высоту . Терзаться уязвленным самолюбием мне не пришлось . Старшие товарищи сразу дали понять , что в кают-компании я нахожусь среди равных . Мне , безусловно , было понятно , что на первых порах , пока не сданы зачеты на право самостоятельного управления подразделением и несения вахты , товарищи тем самым выдают своего рода аванс доверия . Этот аванс я старался изо всех сил оправдать добросовестной службой . Были успехи , были , конечно , и неудачи . Во время разборов в кают-компании доводилось выслушивать и слова похвалы в свой адрес , и критические замечания . Но вот разносов или колких намеков не слышал я никогда . Не любил этого бывший командир нашего корабля капитан 1 ранга А.Косов и другим не позволял . Хорошо помню совет , данный им мне в ту пору , когда я только получил назначение старшим помощником командира корабля .
- Пригласите , если требуется , офицера на беседу к себе в каюту , но в кают-компании выговаривайте только в крайнем случае . Простой упрек , высказанный здесь публично , сечет иной раз больнее , чем строгое взыскание .
Свято хранить в корабельной кают-компании дух благородства , рыцарского отношения друг к другу , взаимного уважения – это всегда было в традициях русского и советского флота . Эти нестареющие нравственные ценности передаются от одного поколения к другому . Истоки их – в простом и ясном понимании логики морского боя , в котором во все времена от каждого члена корабельного экипажа зависела и победа , и жизнь всех моряков . В наши дни эти традиции освящены советским патриотизмом , великим единением людей многих национальностей , всем духовным обликом нашего народа .
Важнейшая особенность современного Военно-Морского флота – океанский размах его деятельности . Дальние океанские походы стали нормой . Участие в них – это ответственный и очень важный для Родины труд . Вместе с тем это очень и очень нелегкий труд . В длительном плавании по строгому счету проверяются морально-психологические качества людей , их выдержка и выносливость . Идут недели – в кают-компании одни и те же лица , примерно устоявшийся круг обсуждаемых тем . В этих условиях даже незлобивая подначка может показаться оскорбительной издевкой .
Вспоминается такой случай ,. Один из наших лейтенантов , хмурый , не выспавшийся после трудной вахты , за утренним чаем принялся вдруг как-то весьма бестактно рассуждать на щекотливую тему – о семейных взаимоотношениях , явно рассчитывая задеть этим своего приятеля . У того не совсем нормальная обстановка в семье . Многие из офицеров это знают , но верят , что благополучие и счастье придут в данную семью . И тут вдруг – солью на раны . Вовремя среагировал присутствовавший при разговоре старпом , решительно погасил чуть было не вспыхнувшую ссору . А потом с инициатором «свежей» темы я и секретарь партийного бюро корабля имели серьезную беседу , после которой он признал свой промах . Все понимали : устал человек , сдали нервы . Но все же… Думаю , что нравственный урок офицер получил на всю жизнь . Вскрылась в этом случае и такая проблема . В хорошей , дружной кают-компании все чувствуют себя равными . В этом корабельном помещении находит реальное отражение близость офицеров различных категорий , наше духовное родство , замешанное на общности интересов и главных устремлений . И все же разговоры , которые ведутся здесь , будь то при выполнении задач в море или в часы досуга в длительном плавании или во время стоянки в базе , должен вдумчиво направлять старший по должности или по званию , находящийся в кают-компании . Не диктовать , разумеется , их темы , а направлять . Незаметно , неназойливо , тактично . Исходить надо прежде всего из интересов дела , из тех задач , которые стоят сегодня перед экипажем . Если мы в океане , лейтмотив разговоров – качество решаемых задач . Если готовимся к заходу в иностранный порт – что надо сделать , чтобы визит прошел на высоком уровне . Если стоим в базе – как организовать досуг моряков , как обеспечить отдых всех офицеров корабля без ущерба для дела .
Кстати говоря , последнее совсем не маловажный вопрос . У нас есть такой обычай . Во время обеда капитан-лейтенант А.Петров делает объявление :
- Товарищи офицеры ! Сегодня составляю график дежурств .
У кого есть в этом месяце памятные даты , неотложные личные дела . Все учтет помощник командира корабля при составлении графика . Хотя в общем-то мог бы и не ломать над этим голову , просто объяснить офицерам корабля , что превыше всего должны быть интересы службы . И ни кто бы не упрекнул Петрова . А назавтра , глядишь - кто-то пришел бы в кают-компанию с плохим настроением , которое передалось бы по цепочке его подчиненным . Настроение , как известно – тоже оружие . Если человек не в духе , то и дела идут у него не важно .
В последние годы много говорят и пишут о психологической совместимости людей , находящихся в изолированном коллективе . Однако не будет ошибкой сказать , что научные разработки довольно медленно внедряются в практику . Но , вероятно , даже при самой внимательной работе кадровых органов , с учетом новейших научных рекомендаций очень трудно подобрать идеальный по психологическим параметрам экипаж , добиться абсолютной «стыковки» десятков характеров в одной кают-компании , тем более в такой большой , как у нас на корабле первого ранга . Убежден , что не стоит ждать такой совместимости , как манны с небес . Ее надо создавать самим – командному составу корабля , партийной и комсомольской организациям .
Здесь все важно . Насколько стабилен офицерский состав на корабле , нет ли неоправданной текучести кадров ? Насколько прочны традиции , сложившиеся в экипаже ? Достаточно ли здоровый нравственный климат ? Утвердился ли на корабле , а стало быть , и в кают-компании , твердый уставной порядок ? Здесь все важно , вплоть до мелочей .
Совсем недавно я похвалил в кают-компании старшего лейтенанта А.Скаридова . Плоды его труда на виду у всех – тактический уголок , где можно познакомиться с материалами о современном оружии , с мемуарной литературой . А.Скаридов , не считаясь с личным временем , систематизирует и обобщает материалы для уголка , представляет вниманию товарищей самостоятельно сделанные переводы из иностранных источников.
Все это является хорошим подспорьем при проведении занятий в кают-компании , для самостоятельной учебы .
Думаю , что хорошему настроению офицеров способствуют и привлекательное оформление кают-компании , и наличие телевизора , магнитофона , свежей периодики . Важны и качество пищи , подаваемой на стол , аккуратный вид и проворность вестовых . Однако решающий фактор – уровень общения офицеров с такими непременными его составными , как доброжелательность и корректность , искренность и чуткость , взаимный интерес , поучительность и злободневность разговора . Только при этом условии офицер будет выходить из кают-компании с новыми мыслями , устремлениями , направленными на благо службы . Именно такой мы хотим видеть нашу кают-компанию , которая столь необходима для нашей воинской и духовной жизни , профессионального и нравственного возмужания . А в целом – для успешного выполнения каждым из нас почетного долга защитника Родины .
Капитан 2 ранга
В.Флоряк,
Командир большого
противолодочного корабля
«Маршал Ворошилов»
Газета «Красная Звезда»
4.01.1983г
|