"ВЫХОД ИЗ ЗАВОДА" продолжение
После утреннего построения на подъём флага, вы переодевались в рабочий комбинезон и, выкурив в каюте сигарету, спускались в одно из машинно- котельных отделений. Удивительная картина ожидала вас там: уже собраны главные механизмы и почти установлено вспомогательное оборудование, идёт монтаж паропроводов и систем. Одна половина помещения МКО по уютному светлая- горят лампы в новых светильниках со свежими плафонами- там уже закончили монтаж освещения. Другая половина- тусклая, там и сям развешаны низковольтные переноски: электрики ещё работают. В одном из главных котлов шумит вальцовочная машинка и из верхнего коллектора через горловину люка пробивается яркий свет. На другом котле вальцовку трубок закончили и рабочие котельного цеха собирают внутренние обрешетники и дырчатые щиты на коллекторах, устанавливают предохранительные клапана и по месту вырезают прокладки из толстого, 5-мм паронита на новенькие, сияющие заводской серебрянкой, люка. Рабочие трубопроводчики заканчивают монтаж главного паропровода, маленький и толстенький мастер в белой каске и бригадир трубопроводчиков в посту дистанционного управления турбинами и котлами (ПДУ) уткнулись в синьки корабельных систем и о чём то по делу разговаривают, время от времени согласно кивая словам и мыслям друг друга. А сам пост дистанционного управления по- прежнему разобран. Ремонтники и наладчики машинной и котельной автоматики ещё не закончили свою работу в цехах и вам, многоуважаемый командир МКГ сегодня перед обедом ещё придётся их навестить и узнать, как обстоят дела с ремонтом РГ- 1134.
Девочки- изолировщицы не теряют время и там, где паропроводы уже проложены и закреплены, весело щебеча о своём, о девичьем, умело обкладывают их вермикулитом, под восхищённые взгляды обеспечивающих моряков. На нижней площадке машинно- котельного отделения у самых трюмов работают два резака: там срезают остатки старого обрешетника под пайольный настил. В машинной половине МКО тоже работают трубопроводчики, но уже другая бригада: ребята собирают масляную систему дистанционного управления главными машинами и, наконец, на верхней площадке МКО специалисты турбинного цеха заканчивают монтаж компрессора турбонаддувочного агрегата одного из котлов. На других боевых постах вашей группы и БЧ-5 в целом,- картина примерно такая же.
Вы поднимаетесь на палубу полубака и заходите в каюту строителей. Невольно зажмуриваетесь при входе: в каюте- яркий свет и накурено так,- что хоть топор вешай. Трубочный, сигаретный и папиросный дым, запахи дорогих и дешёвых одеколонов, "шильный" перегар и неповторимый, стойкий архивный запах бумажной технической документации составляют удивительное и восхитительное амбре этой каюты. На палубе каюты, уже застеленной новым ленолиумом, в живописном беспорядке, как на восточном рынке, валяются разные железяки: какие- то новые бронзовые клапана с пластмассовыми крышками на фланцах и складскими бирками на маховиках, связки манометровых вентильков, рулоны медных манометровых трубок, стальные и медные прокладки разных размеров и назначений. В центре стола сидит старший строитель корабля, окруженный, как король свитой, строителями помельче, мастерами, бригадирами и выслушивает их доклады и претензии, умело разруливая конфликтные ситуации, кому- то помогая советом или делом, а кому- то и - безжалостно "накручивая хвост". Полные окурков пепельницы, скороговорный матерок, чьё- то меткое замечание, удачная и к месту реплика,- и уже табачный дым вибрирует в такт с дружным хохотом строителей. Кто- то заходит, кто- то решив вопрос или проблему, уходит, по пути плеснув себе в стаканчик из заветного фуфыря в каютном шкафчике и разбавив конденсатом из рукомойника. И вот вы тоже, как полноправный свой, по хозяйски усаживаетесь на освободившееся место, вытаскиваете из кармана комбеза свежую беломорину и, благодарно прикурив от чьей- то участливо протянутой зажигалки, решаете со строителями свои вопросы.
А потом, когда в основе своей всё собрано и почти доделано, начинаются швартовые испытания. Им предшествовали приём мазута, турбинного масла и дизельного топлива на корабль в соответствующие расходные и запасные цистерны, которые (по истине героически) приводил в порядок и чистил весь экипаж корабля; большая приборка на боевых постах и в служебных помещениях, ваш рапорт командиру БЧ-5 о готовности группы к швартовым испытаниям и соответствующий рапорт командира БЧ-5 командиру корабля. И, наконец, такому долгожданному событию предшествовала небольшая и аккуратная пъяночка со строителями "За удачу на швартовых" в конце рабочей недели, аккурат в вашу сходную смену.
Швартовые испытания начинаются с началом следующей рабочей недели- в понедельник. Вот оно великое событие! В посту вспомогательного котла (ПВК),- а его, вспом. котёл, будут розжигать и проверять в работе первым,- с утра от человеческого столпотворения яблоку упасть негде. Здесь и командир БЧ-5 с главным строителем, и строители рангом пониже, и рабочие, мастера и инженеры котельного цеха, ремонтировавшие и отвечавшие за ремонт ПВК. И, конечно же вы, с личным составом третьего отделения машинистов- котельных. Сегодня общий праздник. Под руководством и присмотром опытных рабочих ( ну и под вашим, естественно ) моряки несмело и робко производят необходимые операции: включают котельный вентилятор, вентилируют топку котла, поочередно пробуют в работе топливные электронасосы. И вот- факел в топке! Ещё чуть чуть и стрелка манометра, показывающего давление пара в котле, дернувшись, сошла с нулевой отметки и медленно поползла вверх. Присутствующие зааплодировали. Лица моряков- расцвели. А дальше- рабочие вместе с моряками- кочегарами и вами придирчиво осматривают котёл, проверяя заодно и работу систем продувания. За каких то пять- десять минут изменились и действия и глаза матросов: в них появилась ответственность. И все это заметили. Но сегодня- пробный подъём пара. Необходимо проверить котёл на плотность, поэтому с паровыми системами котёл сообщаться не будет, т.е. пар никуда не пойдёт. Это произойдет немного позже.
Пар во вспомогательном котле набрал тем временем рабочее давление, факел в топке погасили и котёл оставили медленно остывать. Довольные начальники и зрители потянулись к трапу, ведущему на выход, а вы со своими подчиненными и ответственными за ремонт вспом. котла рабочими принялись ещё раз всё внимательно осматривать, благо помещение освободилось. Поскольку всё было сделано на совесть, на следующий день вспомогательная котельная установка работала сама на себя, при минимальной нагрузке, а через неделю пар от неё уверенно шёл по отремонтированным магистралям на отопление и бытовые нужды корабля. Заодно опробовали на пару вспомогательные механизмы и турбогенераторы в корабельных электростанциях.
Продолжение следует
|